По мере развития человечества постоянно повышалась роль информации в жизни общества и отдельного человека. Самые важные достижения человека в информатизации – это:

  • появление письменности (около $3000$ лет до н.э., Египет);
  • изобретение книгопечатания ($X$ век –Китай, $XV$ век –Европа);
  • средства связи (телеграф, телефон, радио, телевидение; конец $XIX$-начало $XX$ века).

Сейчас считается что мы постепенно переходим от индустриального общества к постиндустриальному (информационному).

Определение 1

Информационное общество – это такая ступень развития цивилизации, на которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Определение 2

Переход к информационному обществу часто называют информатизацией .

Япония, США и некоторые страны Европы (например, Германия) уже приблизились к информационному обществу. Об этом можно судить по следующим признакам:

  • внедрение компьютеров и информационных технологий во все сферы жизни;
  • развитие средств связи (коммуникаций);
  • обучение компьютерной грамотности любого человека;
  • свобода доступа к любой информации;
  • развитие дистанционного образования с использованием Интернет а;
  • изменение экономической структуры с точки зрения информатизации;
  • изменение уклада жизни людей (общение через Интернет, соц. Сети, интернет-магазины, электронная коммерция…).

Замечание 1

В результате индустриализации машины заменили человека, а в результате информатизации компьютеры начинают самостоятельно собирать и обрабатывать информацию, заменяя умственный труд людей.

С одной стороны, переход к информационному обществу облегчает жизнь людей, потому что все рутинные работы выполняет компьютер. С другой стороны, существуют и негативные последствия:

  • усиление влияния средств массовой информации (через массовую информацию группа людей может влиять на человеческие массы, что приводит к туристическим актам);
  • в результате доступности информации разрушается частная жизнь людей и целых организаций;
  • гигантский поток информации не дает определить её достоверность;
  • личное общение все чаще заменяется общением в Интернете (социальные сети, чаты, блоги…);
  • пожилые люди не могут приспособиться к меняющимся условиям.

В результате информатизации происходит накопление информации в библиотеках, банках и базах данных, которые называют информационными ресурсами страны и мира в целом. В настоящее время, информационные ресурсы стали товаром. Множество фирм оказывают информационные услуги:

  • поиск и подбор информации;
  • подбор персонала;
  • обучение;
  • реклама;
  • консалтинг;
  • создание автоматизированных информационных систем и web-сайтов.

Один из признаков информационного общества -широкое внедрение информационных технологий во все сферы жизни.

Определение 3

Новые информационные технологии – это технологии, связанные с использованием компьютерной техники для хранения, защиты, обработки и передачи информации.

К информационным технологиям относятся:

  • подготовка документов;
  • поиск информации;
  • телекоммуникации (компьютерные сети; Интернет, электронная почта);
  • автоматизация систем управления (создание и применение АСУ);
  • САПР (внедрение систем автоматизированного проектирования);
  • геоинформационные системы (внедрение систем на основе карт и снимков со спутника);
  • обучение (компьютерные тренажеры, дистанционное обучение; электронные учебники, развитие мультимедиа).

Возрастание роли информации в современном обществе требует от каждого человека определённой культуры обращения с информацией и информационными технологиями, т.е. информационной культуры.

Информационная культура общества – это способность общества:

  • эффективно использовать информационные ресурсы и средства обмена информацией;
  • применять достижения и передовые информационные технологии.

Информационная культура человека – это его умение использовать современные технологии для решения своих задач, связанных с поиском и обработкой информации. Современный человек должен уметь:

  • формулировать свою потребность в информации;
  • находить нужную информацию, используя различные источники;
  • отбирать и анализировать информацию;
  • обрабатывать информацию;
  • использовать информацию для принятия решения.

Успешность человека зависит от его умения грамотно работать с информацией.

Понятие «информационная культура» включает в себя и этику использования информации.

Неэтично:

  • подавлять высказывания других;
  • угрожать кому-то;
  • распространять высказывания, изображения, фотографии, личные файлы, мнения других без их согласия;
  • сохранять авторство;
  • «взламывать» сайты, почтовые ящики, личные странички в социальных сетях, блоги;
  • Создавать вредоносные программы с целью хищения информации.

Всё вышеперечисленное является уголовным преступлением и наказывается лишением свободы, сроком до $5$ лет (УК РФ, статья $272$).

В России выделяют несколько этапов информатизации общества .

На первом этапе ($1991-1994$ гг.) сформировались основы в сфере информатизации. Второй этап ($1994-1998$ гг.) привел к выработке информационной политики государства. Третий этап , который длится и поныне, является этапом формирования политики в сфере построения информационного общества. В $2008$ году была принята Стратегия развития информационного общества до $2020$ г. Ожидаемым итоговым результатом Стратегии станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. Возможности использования информационных технологий обеспечиваются за счет создания соответствующей инфраструктуры, обеспечения цифрового контента и подготовки пользователей.

Информатизация общества целиком зависит от компьютеризации и внедрении новых средст связи. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Замечание 2

С одной стороны, развитие компьютерной техники и коммуникационных технологий предоставляет широкие возможности и кажущуюся полную свободу. С другой стороны, в информационном обществе продолжают действовать все нормы права и морали, которые выработало человечество за всю историю.



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



  • на смену самовозрастанию капитала идет самовозра- стание информации, совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных отношений , в которых главное - право пользования, а не собственности;
  • происходит увеличение скорости и эффективности процессов обработки информации вместе с понижением их стоимости, имеющее далеко идущие социально-экономические последствия;
  • информационная техника становится определяющим фактором социальных перемен, меняющим мировоззрение, ценности, социальные структуры.
Если исходить из традиционного определения, то информационное общество возникает, когда:
  1. информация превращается из набора сведений в основной социальный и экономический ресурс , качественно изменяющий услуги труда и капитала, природу социально-политической активности;
  2. непрерывно растет разнообразие предлагаемых потребителю товаров и услуг, причем стоимость последних (в первую очередь финансовых, профессиональных и конструкторских, услуг здравоохранения, образования и социальной сферы) значительно превышает стоимость товаров;
  3. расходы на приобретение новых информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение и т. п.) выше, чем на материальные активы.
Основные взгляды на соотношение концепции постиндустриализма и теории информационного общества таковы. Ряд исследователей (Ф. Вебстер и др.) рассматривает теорию информационного общества как результирующую и включающую в себя, как минимум, две группы теорий. К первой группе Ф. Вебстер относит теории, которые считают современное информационное общество исторически уникальным явлением, т. е. качественно отличающимся от всех предыдущих форм существования общества. Вторая группа теорий, хотя и признает, что информация имеет ключевое значение для современного мира , но считает, что утверждения о революционном отличии нынешнего этапа развития человечества от всех предшествующих не имеют под собой оснований. Мы согласны с Ю.В. Рахмановой, которая считает, что при всей логичности приведенной выше теоретической системы нельзя принять такую позицию автора. Не вызывает сомнений влияние основных теорий на концепцию информационного общества, но в то же время неправомерно включать в нее все эти теории, так как это приводит к «размыванию» методологических принципов воздаваемого подхода и тем самым снижает его эвристическую ценность. Противоречия, существующие между различными подходами , которые, по мнению Ф. Вебстера, входят в единое целое под названием «концепция информационного общества», неизбежно будут разрушать изнутри и тормозить развитие данной теории.
Ряд исследователей (А. Кинг, Б. Шнейдер, Римский клуб) отождествляют информационное и постиндустриальное
общество. Нельзя утверждать, что в таком подходе содержится какое-либо логическое противоречие: Д. Белл, рассматривая периодизацию истории в рамках концепции постиндустриального общества, отмечал, что хотя определенные периоды и могут быть выделены, строгих границ между ними быть не может, так как «... постиндустриальные тенденции не замещают предшествующие общественные формы как «стадии» социальной эволюции . Они часто сосуществуют, углубляя комплексность общества и природу социальной структуры». Соответственно, если выделять информационное общество как определенную историческую стадию, то можно говорить как о ее вписанности в общество постиндустриальное, так и о постепенном надстраивании над ним.
В.Н. Костюк в своем исследовании «Теория эволюции и социально-экономические процессы» придерживается мнения, что создаваемое сегодня будущее имеет принципиально неопределенный характер и рассматривается как набор изменяющихся альтернатив. Постиндустриальное (информационное) общество - всего лишь одна из таких альтернатив. Таким образом, в рамках освещаемого им подхода, что процесс эволюции представляет собой переход бытия потенциального в бытие актуализированное посредством обмена устойчивостями, он не выделяет принципиальных отличий между постиндустриальным и информационным обществом.
Мы согласны с позицией B.JI. Иноземцева, который предлагает рассматривать теорию информационного общества как одно из направлений постиндустриализма. Нельзя не согласиться, что на сегодняшний день в рамках теории информационного общества нет работ масштаба Д. Белла, поэтому рано говорить о возникновении новой глобальной
парадигмы в социологии. Теоретические поиски ведутся лишь в направлении уточнения и детализации теории постиндустриализма, одним из таких направлений является теория информационного общества.
Согласно Н.Н. Моисееву, информационное общество - это «...общество, в котором Коллективный Интеллект (Коллективный Разум) играет... роль, аналогичную той, которую играет разум человека в его организме, т. е. содействует развитию общества и преодолению все возрастающих трудностей... и действует во благо всего человечества... Коллективный Разум объективно становится неким инструментом, управляющим действиями людей».
Эти и другие определения подчеркивают решающую роль информации и знаний в процессе становления нового общества. Растет относительная значимость информации каТ: фактора (ресурса) производства, происходит сдвиг совокупного спроса в сторону возрастания потребностей в информации, увеличивается потенциальный выпуск за счет постоянного обновления технологической базы производства, применения новых информационных технологий.
Важнейшим технологическим элементом становления информационного общества является национальная телекоммуникационная инфраструктура, для которой чрезвычайно необходима организация эффективного взаимодействия в глобальном масштабе .
Обобщая существующие подходы к трактовке понятия «информационное общество», можно сказать, что в настоящее время под ним понимается:
  • общество нового типа, формирующееся в результате глобальной социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;
  • общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и государства становится
    знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;
  • глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации;
  • общество, где решающую роль играют приобретение, обработка, хранение, передача, распространение, использование знаний и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия, обеспечивающих его постоянно совершенствующиеся технические возможности.
В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» дается следующее определение : «Информационное общество - ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуни- каций в ВВП, созданием глобального информационного пространства , обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах» ".
Под информационным обществом подразумевается новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитыми информационными инфраструктурами, создающими возможность объективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации.
  • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
  • возрастание доли информационных продуктов и услуг в ВВП;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах".
Логично предположить» что информационное общество в процессе развития будет переживать несколько этапов, ключевыми признаками при определении которых станут уровень обеспеченности равенства прав граждан на доступ к основному ресурсу - информации, степень участия в жизни общества и самореализации людей.
Все более широкое использование информации как основного социоэкономического ресурса, ведущее к становлению информационного общества, порождает две противоположные тенденции: движение к открытости, и к за
крытости. Следовательно, можно говорить об открытом, закрытом и смешанном информационном обществе, соединяющем в себе черты открытости и закрытости.
Идеальной теоретической моделью может служить модель открытого информационного общества, которое можно охарактеризовать как «...общество свободно действующих, не объединенных в большие группы с одинаковым стандартом поведения индивидуумов, использующих быстро растущий объем релевантной информации». Это общество с пластичной социальной, экономической и политической структурой, в котором каждый индивид имеет доступ к информации и другим ресурсам, необходимым для свободного принятия собственных решений. По мере роста открытости общества ослабляется контроль за перемещением и использованием информации со стороны государства и отдельных влиятельных групп. Вся релевантная информация постепенно становится общедоступной. Появляется возможность неограниченного доступа каждого индивидуума к любой социально значимой информации (если это не нарушает прав других индивидуумов). Возникает эффект прозрачности социальной среды, позволяющий каждому гражданину принимать самостоятельные и эффективные решения , избегать чрезмерного влияния на него внешних (в том числе групповых) сил. Конструкция социальных классов размывается, а социальные группы, все члены которых в одинаковых условиях ведут себя сходным образом, становятся все малочисленнее. Растущая открытость общества и возрастание степени индивидуальной свободы не являются безусловным благом. Порождая свободу информации и свободу деятельности, открытость общества способствует также росту нелегального бизнеса , коррумпированности чиновников, проституции, наркомании, бандитизма и терроризма. Чем ближе открытое общество к примитивному, тем сильнее проявляют себя отрицательные стороны его открытости как один из источников возникновения противоположной тенденции к закрытости общества, ограничению индивидуальной свободы граждан. Другим источником этой тенденции является стремление отдельных индивидуумов и социальных групп монополизировать релевантную информацию и ее носителей, обратив владение ими в источник неконкурентного дохода.

Полностью открытого общества сегодня не существует, а перспективы его возникновения в будущем туманны. В любом открытом обществе имеется довольно сильная тенденция к росту закрытости. Это связано с тем, что преимущества индивидуальной свободы и открытости становятся таковыми лишь при определенном уровне благосостояния и культуры граждан. Устранение отрицательных сторон открытости происходит постепенно, по мере роста общественного богатства и опасений большинства людей по поводу его возможной утраты. Наличие таких опасений создает основу для возникновения состояния, в котором свободное поведение, не нарушающее законов и принятых общественных ценностей, выгоднее их нарушения, а открытость выгоднее закрытости.
Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями . В развитых странах давно существует эффективно функционирующая рыночная экономика , обеспечивающая постоянный рост информационных потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, есть мощный средний класс , являющийся основным потребителем информационных услуг . Экономики этих стран располагают свободными средствами для инвестирования развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. В большинстве из них есть хорошо развитая инфраструктура
производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, сложилась система компьютерного образования и стремительно расширяется сфера информационных и телекоммуникационных услуг. Наконец, в этих странах существуют государственные стратегии и программы построения информационного общества.
Путь перехода России к информационному обществу определяется ее сегодняшними социально-экономическим и культурными особенностями, к которым относятся:

Таким образом, рыночный и некоммерческий сектора, которые по-прежнему рассматриваются отдельно, взаимосвязаны. Авторы Комиссии по будущим вопросам предполагают, что «государственные служащие» получают пособие гражданина для обеспечения средств к существованию и не считаются безработными. Они не получают никакой пользы от управления трудом.

Искусство и культура в будущей работе. Как видно из приведенной выше цитаты, Комиссар по будущим вопросам Фрайстаат-Баварии и Саксонии придает центральное значение развитию искусства и культуры для развития общества знаний. Искусство и культура являются неотъемлемой частью информационного общества. Однако предложений искусства и культуры в одиночку недостаточно. Особое внимание следует уделять культурному образованию в частности. В заключительном отчете Комиссии по аккредитации «Будущее СМИ в бизнесе и обществе - путь Германии к информационному обществу» неоднократно указывалось, что непрерывное обучение является ключом к успешному изменению информационного общества и, следовательно, связи с занятостью.

  • с одной стороны:
  1. наличие негативных экономических тенденций, характерных для переходной экономики России:
  • преобладание доли сырьевого сектора в националь
ной экономике;
  • недостаточный уровень развития высокотехноло
гичного комплекса;
  • незначительная доля наукоемкой продукции в ВВП
(0,3% мирового рынка);
  • низкие абсолютные размеры ВВП (14-е место в мире) и размеры ВВП на душу населения (104-е место в мире);
  • невысокий уровень инвестиционной привлекатель
ности;
  • ограниченный внутренний спрос и т.д.;
  1. недостаточно развитая информационно-коммуникационная инфраструктура;
  2. отсутствие достаточного платежеспособного спроса на информационные продукты и услуги;
  3. отсутствие многочисленного среднего класса - основного потребителя информационных продуктов;
  • с другой стороны:
  1. рост информационных потребностей всего населения в общественно значимой политической, экономической и социальной информации ;
  2. наличие высокого научного, образовательного и культурного потенциала, созданного в СССР и еще сохраняющегося в России;
  3. сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, способная ставить и решать сложные научно-технические задачи;
  4. опережающее формирование современных систем связи по отношению к другим отраслям экономики, сравнимое по темпам роста с развитыми странами;
  5. динамичное развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, продуктов, услуг (14-19 % в год).
Данные условия, в которых еще порядка 10-15 лет будет происходить переход России к информационному обществу, существенно отличаются от условий, характерных для развитых стран, и, следовательно, Россия, несомненно, учитывая мировой опыт, должна выбрать свой путь.
Переход любой страны к информационному обществу требует больших материальных затрат на формирование и развитие информационно-экономического пространства, рынка новых информационных технологий, продуктов и услуг, формирование банков данных общедоступных информационных ресурсов . Сегодня расходы США в секторе информационных технологий доходят до 10 % ВВП, но за счет этих вложений США получают более 25 % своего ВВП. Примерно такие же объемы характерны и для других развитых стран.
Этот путь неприемлем для нынешней России, так как понадобятся значительные капиталовложения в достаточно короткий интервал времени: не менее 8 % ВВП в течение 7-10 лет, что позволило бы выйти на среднеевропейский уровень информатизации.
Следовательно, необходимо искать путь, ориентированный на социально-политические, экономические и культурные особенности российского общества и требующий минимума капиталовложений со стороны государства, хотя бы минимальных темпов экономического роста, быстрого развития коммерческих структур , повышения качества жизни населения.

В существующих условиях приобретают направление денежных потоков и темпы экономического роста. Можно развивать экспорт и импортозаменяющую продукцию, привлекать инвестиции для развития сырьевого сектора и за счет этих мер сохранить сегодняшний уровень развития, но догнать развитые страны нельзя. В силу своего низкого экономического уровня Россия не может догнать развитые страны по уровню применения и обновления новых информационных технологий, но, в принципе, может обогнать, создав нечто принципиально новое.
Для России с ее высоким образовательным уровнем и пока не растраченным интеллектуальным потенциалом шанс возрождения видится в использовании образования и науки в качестве долговременного конкурентного преимущества. В условиях быстрой эволюции это дает возможность локально перегнать, не догоняя.
Для реализации описанного направления следует подвести под российский научно-технический потенциал соответствующую финансовую базу как государственного, так и негосударственного финансирования, для чего необходимо: "

Культурное образование является предпосылкой для продолжения образования вообще. Культурная грамотность включает в себя необходимую грамотность чтения, а также компетенцию СМИ. Также важно, чтобы изображения можно расшифровать. В современных средствах коммуникации изображения и знаки приобрели важное значение , чтобы расшифровать и интерпретировать эти знаки, является частью компетенции средств массовой информации . Культурное образование сталкивается с чем-то необычным и открывает представление, но оно также делает забаву.

И это, безусловно, одна из лучших предпосылок для успешных образовательных процессов. Для того, чтобы искусство и культура играли важную роль, авторы комиссии по будущим вопросам просят их продвигать искусство, а также искусство, помимо великих событий. И среди них разные культурные учреждения во всем их диапазоне от музыкальных школ через библиотеки до театров и музеев. В то же время важно подчеркнуть, что искусство и культура - это не только сектор, финансируемый государством. Также включена индустрия культуры и средств массовой информации.

  • улучшить инвестиционный климат в стране;
  • стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, позволяющего вновь созданным предприятиям конкурировать с теми, кто составляет основы «старой экономики»;
  • создать инфраструктуру поддержки фундаментальных знаний, состоящей из следующих звеньев: государственная поддержка фундаментальной науки и НИОКР; наличие доступной системы образования; господство несовершенной конкуренции, обеспечивающей получение сверхприбыли от инноваций; функционирование значительной части частного капитала для финансирования открытий и изобретений на рыночной основе.
В связи со сказанным целесообразно выделить три стратегических этапа построения информационного общества в России.
  1. Информатизация всей системы общего и специального образования : от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала. Информатизация системы образования, ориентированная на формирование нового поколения, отвечающего по уровню развития и образу жизни условиям информационного общества, - основная перспективная задача перехода к нему. Ее решение должно помочь молодым людям получить престижную и более высокооплачиваемую работу, совершенствовать культурный облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности, подготовить себя для жизни и работы в информационном мире
В России есть серьезный задел в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в высшей школе, но совершенно недостаточна деятельность по компьютеризации школ, особенно в небольших городах и на селе. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки , дистанционное обучение и развитие русскоязычного сегмента сети Интернет. Следует подчеркнуть, что во всех без исключения национальных программах движения к информационному обществу информатизация образования занимает главенствующее место.
  1. Формирование и развитие индустрии и соответствующей инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя, - одна из основных задач развития информационной среды общества. Она непосредственно связана с заинтересованностью насе
    ления, экономических структур и органов государственной власти в использовании информации как ресурса социального, экономического и индивидуального развития и в повышении эффективности государственного управления . Развитие информационной среды также связано с личным, в том числе финансовым, участием граждан в формировании информационного общества. Решение данной задачи позволит поднять уровень информационной культуры и компьютерной грамотности, обеспечить развитие наиболее динамичного сектора рынка информационных и коммуникационных средств, информационных продуктов и услуг и поддержку отечественных производителей, а также будет способствовать организации новых рабочих мест (телеработа), медицинской помощи на дому, досуга, электронной торговли, информационно-культурного обслуживания, в том числе инвалидов, и т. д.
  2. Обеспечение фундаментальной российский науки адекватным государственным и негосударственным финансированием.
Продвижение по этим трем направлениям будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития, укрепление институтов гражданского общества , реальное обеспечение права граждан на свободное получение , распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности. Движение по выбранному пути позволит создать новые виды деятельности, сформировать новые типы социальных отношений как в сфере бизнеса, так и индивидуального труда , усилить интеллектуальный, творческий потенциал человека, приобщить его к мировым культурным ценностям. Результатом станет формирование и развитие российского информационно-экономического пространства, как неотъемлемого элемента информационного общества.

В России за последние 7-10 лет сформировались следующие факторы социально-экономического и научно-технического развития , которые можно рассматривать как экономические предпосылки перехода к информационному обществу:

Чтобы развивать этот сектор экономики, необходимы позитивные рамки, среди прочего, в налоговом законодательстве или в законодательстве об авторском праве . Однако искусство и культура - это не только брожение информационного общества. Искусство и культура - это рынок труда, как и многие другие, и поэтому, как и другие сегменты, зависит от описанного выше изменения в рабочей силе.

Кроме того, искусство и культура в целом будут играть важную роль в решении кризиса в работе информационного общества. Здесь искусство и культура должны рассматриваться во всей своей сложности, как тревожный фактор в обществе, как сегмент рынка, как объект образования.

  1. информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования уже можно сопоставить с традиционными ресурсами (энергией, сырьем и т.д.). Сегодня объем продаж в России только средств вычислительной техники и информатики (в основном ЭВМ и периферийных устройств) достигает более 1 млн штук в год и оценивается примерно в 1,5 млрд дол. Как показывает мировой опыт, стоимость продаж программного продукта обычно равна или несколько больше затрат на технику, а расходы на персональные средства связи, аудио- и видеоаппаратуру соизмеримы с затратами на средства вычислительной техники. Эти минимальные приближенные оценки суммарно составляют 3,5 млрд дол. Такая величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость и характеризует рост использования информационного ресурса;
  2. увеличивается доля новых информационных продуктов и услуг в ВВП (в 2000 г. она составила 0,3 %, в настоящее время - 0,8 %, в 2010 г., по прогнозам, достигнет 2 %).
  3. в России сформировался и успешно развивается отечественный рынок новых информационных технологий, продуктов и услуг. Объем средств, циркулирующих на нем, по различным оценкам достигает 4-6,5 млрд дол. в год. Согласно предварительным прогнозам Минэкономразвития, реализация ФЦП «Электронная Россия » приведет к росту объема рынка новых информационных технологий, продуктов и услуг к 2005 г. в 2-3 раза и к 2010 г. - в 5-6 раз. Парк персональных компьютеров в экономике возрастет в 5 раз, а домашних - в 4 раза. У каждого второго компьютера будет выход в Интернет. Все высшие учебные заведения планируется подключить к Сети к 2005 г., все школы - к 2010 г.;
  4. в целом в стране ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации, увеличивается количество корпоративных информационных сетей. Активно развиваются новые предприятия связи. Предприятия, владеющие 87 % традиционной инфраструктуры, приносят 49 % дохода по отрасли. Новые операторы - это 13 % рынка и 51 % доходов;
  5. непрерывно растет число абонентов мировых открытых сетей. Количество постоянных пользователей сети Интернет в России выросло в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 39 % и составило 4,3 млн человек. Общее количество пользователей интернета в РФ в 2001 г. составляло около 10 млн человек;
  6. интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи;
  7. в значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления и образования; -
  8. в общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует широкий общественный резонанс «Концепции государственной информационной политики», которая может рассматриваться как политика обеспечения начального этапа перехода России к информационному обществу;
  9. сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле она подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.
Дальнейшее движение России к информационному обществу предполагает решение следующих основных задач:
  • создание и развитие технологической базы информационного общества;
  • разработка и реализация политических, социальных, экономических, правовых, организационных и культурных решений, обеспечивающих движение по выбранному пути.
К первоочередным задачам государственной политики в аспекте перехода к информационному обществу относятся:
  • разработка Концепции нормативно-правового обеспечения процесса перехода, являющейся основой государственного воздействия на этот процесс, определяющей основные направления и задачи совершенствования системы информационного законодательства , в том числе в области авторского и смежных прав и охраны интеллектуальной собственности ;
  • развитие существующих и создание новых сетевых структур и технологий, построенных на основе международного опыта и стандартов;
  • организация и развертывание широкой общественно-политической пропагандистской поддержки процесса перехода к информационному обществу;
  • выбор адекватных образовательным технологиям и учебным процессам современных информационнокоммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т.д.);
  • создание специализированных общедоступных информационный ресурсов (базы и банки данных, электронные библиотеки и т.д.), в том числе бесприбыльных, ориентированных на решение образовательных задач ;
  • организация сети специализированных образовательных центров регионального и городского подчинения, а также центров подготовки и переподготовки преподавателей и учителей, оснащенных современными средствами информатизации.
В области формирования и развития индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе ориентированной на массового потребителя, необходимы:
  • разработка дешевых специализированных устройств для сетевого взаимодействия пользователей с информационными системами , общедоступных терминалов информационно-справочных и консультативных систем социального назначения , а также разработка систем программно-содержательной и сервисной поддержки домашней компьютеризации;
  • создание экономических условий , облегчающих интеграцию государственных и негосударственных структур в освоении и развитии рынка информационных и коммуникационных услуг для населения.
В области обеспечения сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, должны решаться следующие задачи:
  • разработка дешевых средств компьютеризации массовых библиотек, музеев, архивов и других учреждений культуры, широкое внедрение средств электронной полиграфии в практику книгоиздания и массовой печати ;
  • формирование общедоступных баз и банков данных в области гуманитарных и социальных наук;
  • создание широкой сети культурно-информационных и информационно-развлекательных центров в регионах, больших и малых городах, в том числе и в странах ближнего зарубежья, а также развитие мощного русскоязычного сектора в Интернете, технологическая поддержка сайтов культурно-информационных центров ’.
В условиях глобализации, повышения открытости и прозрачности всех общественных систем переход к инфор-"

мационному обществу является одним из приоритетных направлений развития российского общества.
Одним из условий перехода России к информационному обществу служат формирование развитого информационно-экономического пространства и его интеграция в мировое информационное пространство, что должно обеспечить стабильный экономический рост, повышение качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства.

И, конечно же, это также относится к изменениям, которые влияют на сам культурный сектор. Новые информационные и коммуникационные технологии также сильно влияют на производство, использование и посредничество культуры. Культура рабочего места находится в состоянии потрясения.

Таким образом, границы между различными секторами отменены. Художники, ученые и техники работают вместе над разработкой новых технических форм . Очень сложные методы требуют сотрудничества людей с различными способностями и обучением. Это одна из возможностей информационного общества, она помогает нарушить установленное разделение дисциплин. Например, последний год с открытыми глазами и глазами о Франкфуртской книжной ярмарке не только услышал громкий шепот процессов концентрации в издательской индустрии.


Автором термина «информационное общество» считается американский экономист Ф. Махлуп, впервые употребивший его в работе «Производство и применение знания в США». Независимо от него данное определение также предложил японский ученый Т. Умесао. В философских и социологических исследованиях понятие «информационное общество» использовалось для обозначения общества качественно нового типа, в котором преобладает деятельность, связанная с производством, потреблением, передачей и хранением информации. Информационное общество рассматривали в качестве одной из стадий постиндустриального либо как самостоятельный этап общественного развития, следующего за ним. В начале 90-х годов эти определения использовались в качестве синонимов.
В 1962 году Маршалл Маклюэн вводит понятие «электронное общество» как особую стадию развития современного общества, в рамках которой ведущую роль начинают играть электронные средства коммуникации. Коммуникационные технологии рассматриваются канадским исследователем в качестве ключевого фактора, детерминирующего возникновение социально-экономических систем. В известной работе «Галактика Гуттенберга» М. Маклюэн указывает на зависимость между созданием печатного пресса, результатом которого стало появление коммуникативных стратегий нового типа, необратимо повлиявших, в свою очередь, на развитие и становление политической, экономической, социальной структуры индустриального общества и его институтов. Поскольку именно в условиях массового распространения печатного слова появились возможности для развития предпринимательства (на основе частной собственности) и демократизации общества на основе избирательного права .
Внимание Маклюэна было сконцентрировано на аудиовизуальных средствах массовой информации, прежде всего телевидении, ко
торое выступало представителем всей глобальной электронной реальности. Телевидение, согласно Маклюэну, постепенно уничтожает печатную культуру, подавляя таким образом предшествующие культурные формы. Будучи важнейшим элементом глобальной информационной сети, телевидение фактически превращает мир в «глобальную деревню». Маклюэн сформулировал две принципиальных характеристики телевидения. Первая из них связана с мозаичностью, раздробленностью структуры телевизионного информационного продукта, представляющего собой лишенный строгих внутренних логических связей набор визуальных и аудиальных сообщений. Так, события разного содержания, масштаба, дискурса, времени и места действия совмещаются в непродолжительной программе новостей. Вторая характеристика отражает кумулятивный эффект, взаимное усиление разрозненных сообщений в воспринимающем сознании реципиента, который объединяет отдельные сигналы в некое смысловое единство.
В зарубежной литературе конца 70-80-х годов ХХ века проблематика информационного общества активно обсуждалась. Т. Стоуньер утверждал, что информация представляет собой особый вид ресурса, подобный капиталу: способный накапливаться, передаваться, храниться для последующей реализации. В рамках постиндустриального общества национальные информационные ресурсы представляют собой крупнейший потенциальный источник богатства.
Параллельно исследованиям американских авторов свои концепции представляли японские ученые. В их числе работа И. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество», в которой он описал основные принципы и характеристики наступающего общества. Его фундаментом станет, по мнению Масуды, компьютерная технология, предназначенная для того, чтобы заместить либо значительно усилить умственный труд человека. В качестве новой производственной силы выступит информационно-технологическая революция, последствия которой будут выражаться в виде массового производства качественной когнитивной информации и новых технологий. Важнейшей отраслью экономики в новом обществе будет являться интеллектуальное производство, а новые те
лекоммуникационные технологии обеспечат надлежащее хранение и распространение новых продуктов.
В глобальном информационном обществе, с точки зрения И. Ма- суды , произойдет серьезная трансформация ценностей: исчезнут классы, к минимуму сведутся конфликты. В итоге появится общество согласия с небольшим правительством, которому не будет требоваться раздутый государственный аппарат . В отличие от нацеленного на производство и потребление товаров индустриального общества, по мысли Масуды, главной ценностью общества информационного станет время.
Свой вклад в развитие идей постиндустриализма и информационного общества внес известный футуролог Элвин Тоффлер. Автор «волновой» концепции общественного развития, изложенной в книге «Третья волна», предлагает свою схему эволюции форм общественного устройства , выделяя в истории цивилизации три «волны»: аграрную (до XVIII века), индустриальную (до 1950-х годов) и пост- или супериндустриальную (начиная со второй половины ХХ века). Тоффлер описывает процесс отмирания индустриальной цивилизации в терминах «техносферы», «социосферы», «информационной» и «властной сферы», указывая на кардинальные перемены, переживаемые в настоящий момент всеми сферами. В качестве информационного общества Тоффлер рассматривает общество третьей волны, где основным видом собственности становится информация, в то время как ранее им являлись земля (аграрная волна) и средства производства (индустриальная). Переход к информационной собственности представляет собой революционный взрыв, поскольку это первая собственность, которая нематериальна, неосязаема и потенциально бесконечна.
Социально-классовую основу информационного общества, по
О. Тоффлеру, составит «когнитариат», представляющий собой социальную группу, активно использующую знания, а не физический труд . Развитие компьютерной техники и средств коммуникации приведет, по мнению Тоффлера, к изменению структуры занятости, а в сочетании с усиливающейся интеллектуализацией труда - к появлению так называемых «электронных коттеджей», которые позволят перенести работу из офиса в жилище работника. Помимо экономии времени и сокращения транспортных расходов , затрат на обеспечение централизованных рабочих мест, введение «электронных коттеджей» будет
способствовать, по мнению Тоффлера, укреплению семьи и усилит тенденции к возрождению привлекательности малых городов и деревенской жизни.
В рамках стадийного подхода, предполагающего последовательное движение общества от одной фазы к другой, теоретики информационного общества выделяют ту или иную стадию общественного развития, используя в качестве базового критерия доминирующий сектор экономики. Таким образом, в аграрном обществе экономика основывалась на сельском хозяйстве , экономическая деятельность направлялась на производство продуктов питания, главным ресурсом являлась земля. Доминирующим экономическим сектором индустриального общества стала промышленность, производственная деятельность оказалась связана с производством товаров, наиболее значимым ресурсом считался капитал. Информационное общество основано на производстве и использовании информации для развития и эффективного существования других форм производства, в качестве ресурса выступает знание.
В концепции профессора Дж. Мартина под информационным обществом понимается, прежде всего, «развитое постиндустриальное общество», возникшее на Западе. Исследователь предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по нескольким критериям. Технологический критерий предполагает, что ключевым фактором развития общества становится информационная технология, широко применяемая во всех социальных сферах , структурах, организациях, в деловой среде и в повседневности. Социальный критерий связан с тем, что новые стандарты производства и потребления информации провоцируют изменения качества жизни, приводят к формированию так называемого «информационного сознания», существование которого возможно только в случае наличия свободного и широкого доступа к информации. Экономический критерий отражает важнейшую роль информации в экономике современного типа. Информация становится ресурсом, товаром, услугой, увеличивает занятость и производит добавленную стоимость продуктов и услуг. Политический критерий указывает на специфику политического процесса , который в условиях информационного общества ха
рактеризуется всевозрастающим участием граждан в процессах управления государством, поскольку информационные технологии облегчают возможность коммуникации с представителями власти и общественного контроля над их деятельностью. Мартин полагает, что в информационном обществе в большей степени обеспечивается возникновение консенсуса между социальными группами , классами. Наконец, на основе культурного критерия Мартин характеризует информационное общество как общество, признающее культурную ценность информации, содействующее становлению информационных ценностей , обеспечивающих дальнейшее развитие как общества в целом, так и индивида в частности.
Дж. Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. С его точки зрения, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационной технологией изменений, которые в определенной степени подтверждают концепцию информационного общества.
Среди этих изменений Мартин называет такие, как: структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации; растущее осознание необходимости компьютерной грамотности; широкое распространение информационной технологии; поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
В конечном итоге Мартин предлагает следующее понимание информационного общества: это общество, важнейшие показатели и перспективы которого напрямую связаны с эффективным использованием информации. Стандарты качества и уровня жизни, системы производства и потребления, образования и досуга, социального обеспечения , управление и взаимодействие основных компонентов социальной структуры в целом в обществе данного типа находятся в тесной зависимости от развития информационной и когнитивной компоненты.

В 1996 году вышла первая книга из трилогии Мануэля Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». В своей поистине масштабной работе ученый детально проанализировал процессы общественного развития на протяжении ХХ века и сформулировал концепцию информационального капитализма, раскрывающую основные особенности современного информационного общества (см. подраздел «Информациональный капитализм Мануэля Кастельса»).
В 1999 году Дон Тапскотт опубликовал книгу «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы сетевого интеллекта», в которой представил свою попытку осмыслить глобальность происходящих с человечеством изменений. Тапскотт отмечает, что в настоящее время подверженной наиболее серьезной модернизации сферой является образование. Традиционная образовательная система уже не обеспечивает выпускникам долговременную гарантию занятости, поскольку стремительные темпы обновления знаний требуют постоянной переподготовки. В электронном обществе пересматривается само представление об обучении, связях обучения с трудовой деятельностью и повседневной жизнью : информационное общество основывается на умственном труде , следовательно, работа все теснее переплетается с учебой, которая превращается в пожизненное занятие. Тапскотт выделяет ключевые признаки нового общества: ориентация на знания, цифровая форма представления объектов, виртуализация производства, инновационная природа, интеграция, конвергенция, устранение посредников, трансформация отношений изготовитель-потребитель, динамизм, глобализация и ряд других.
Отечественные специалисты начали активно обращаться к проблематике постиндустриального/информационного общества только в последние десятилетия ХХ века. Советские исследователи с позиций формационного подхода подвергали критике концепции постиндустриального общества и не имели возможности соотносить западные наработки с реалиями жизни советского государства . Однако в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия начинают появляться работы отечественных авторов, посвященные проблемам формирования глобального информационного общества и включению России в этот процесс.

В равной степени безошибочными были возможности рационализации, возникающие в результате использования новых технологий в полиграфическом секторе. Электронные СМИ не подтолкнули книгу к печати. Но они радикально меняют его. В этом случае все может управляться электронным путем из заказа путем извлечения текста из цифровой библиотеки, печати, привязки и, наконец, доставки клиенту. Люди, немногие люди, нужны только для контроля за производственным процессом.

Однако они также ясно показывают, что разработчики и поставщики электронных СМИ поняли, что им нечего продавать без контента. В ближайшие несколько лет будет показано, являются ли «программные книги» предметом моды или могут ли они преобладать на конкурентном книжном рынке.

А. И. Ракитов отмечал, что переход к новому информационному обществу становится возможным тогда, когда социальная деятельность направлена, в первую очередь, на производство услуг и знаний. Основная задача информационного общества связана с обеспечением права и возможности гражданина вне зависимости от времени и места его нахождения получить необходимую ему информацию.
Ракитов описывает информационное общество в соответствии со следующими характеристиками : наличие у любого гражданина, группы лиц, социальной организации реализуемой возможности в любое время и в любой точке страны получить доступ к информации, необходимой для решения индивидуально или социально значимых задач; производство и функционирование в режиме свободного доступа современных информационных технологий, пользование которыми может осуществляться любым индивидом, группой или организацией; наличие развитой инфраструктуры, позволяющей обеспечить создание и хранение национальных информационных ресурсов, которые, в свою очередь, эффективно используются для поддержания соответствующего уровня научного, технического, технологического и в целом общественного прогресса; ускорение процессов автоматизации и компьютеризации технологических и производственных процессов , системы управления в целом; трансформация базовых социальных структур , вследствие чего происходит развитие сферы услуг, расширение профилей информационной деятельности .
Известные отечественные специалисты по проблемам информационного общества Г. Л. Смолян и Д. С. Черешкин, анализируя сущность и специфику новой стадии общественного развития, в том числе применительно к российской действительности, выделили ряд признаков информационного общества. К важнейшим характеристикам исследователи причисляют: создание единого информационного пространства, интенсификацию процессов информационной, а также экономической интеграции государств; появление и в перспективе преобладание в экономике стран новых технологических укладов, сущность которых заключается в обеспечении массового производства и использования сетевых информационных, коммуникационных, компьютерных технологий ; повышение уровня образования путем
использования в образовательных процессах систем информационного обмена , работающих на различных уровнях - от регионального до международного; увеличение требований к квалификации, профессионализму и творческому потенциалу работников.
Среди множества разнообразных подходов, концепций и теорий, описывающих феномен информационного общества, можно выделить некие универсальные характеристики , которые так или иначе признаются практически всеми исследователями. Итак, под глобальным информационным обществом чаще всего понимается общество нового типа, фундаментом которого является ускоренное и всеохватное развитие, распространение и конвергенция информационных и коммуникационных технологий. Это общество знания, предполагающее особую роль когнитивной компоненты, в котором главным конкурентным преимуществом и залогом успеха становятся знание и навыки, позволяющие получать и использовать информацию в условиях обеспеченного и гарантированного беспрепятственного доступа к ней. Новое информационное общество имеет глобальный характер, при котором обмен информацией не ограничен временными, пространственными или политическими барьерами. Наконец, - и в этом ученые видят гуманистическую направленность информационного общества - оно способствует взаимопроникновению культур, а также предоставляет личности, группам, сообществам новые возможности самореализации.
В то же время необходимо заметить, что далеко не все аргументы сторонников концепций постиндустриального и информационного обществ встречали и встречают бесспорное одобрение. Скептическое отношение к информационному обществу как новой социальной реальности содержится в исследованиях Г. Шиллера, М. Альетта, Д. Харви, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса. Представители этой группы согласны с тем, что информация играет ключевую роль в современном обществе , но ее формы и функции хорошо известны, подчиняются установившимся принципам и не приводят к качественным изменениям в общественных отношениях . Серьезный критический разбор идей, подходов и концепций, описывающих новый тип общества, осу-

Это также докажет влияние этой технологии на книжную печать и книжную торговлю. В настоящее время очевидно, что рост рынка труда, возникающий в связи с потребностью в контенте, не может компенсировать возникающие потери рабочих мест в производстве. Это также относится к довольно традиционным средствам радио и телевидения. Здесь, конечно, расширение этого рынка также приводит к увеличению прибыли. С одной стороны, они характеризуются прерывистой занятостью; с другой стороны, использование цифровых технологий, что также означает потерю работы.

ществил Ф. Уэбстер, обозначивший концептуальные и методологические недостатки наиболее признанных теорий информационного общества (см. подраздел «Фрэнк Уэбстер: критический анализ теорий информационного общества»).

Информационная (постиндустриальная) эпоха началась примерно в середине XX века с появлением очагов постиндустриализма в промышленно развитых странах. Они быстро превратились в регионы постиндустриализма. Постиндустриальное общество становиться ведущим в мире. Появляются международные организации постиндустриального типа, а ООН становится органом постиндустриальной эпохи. Изменяются и основные системы информационного общества.

Технологическую основу этого общества составляют информационные технологии, автоматизация производственных процессов на базе ЭВМ и кибернетики, глобализация информационных и технологических отношений. Основу информатизма образует умственный труд, духовный капитал и знание (теоретическое и прикладное), информационные технологии, компьютерная техника.

Демосоциальная система информационного общества характеризуется: , появлением массы мигрантов и национальных диаспор, ростом мегаполисов, обществом массового потребления, массовой культурой, загрязнением среды обитания, значительной численностью среднего класса, демографическим взрывом, подтверждающим опасения Мальтуса.

Экономическую систему характеризуют: автоматизация и компьютеризация производственных процессов; рост численности и мощи транснациональных компаний (ТНК); частная, коллективная и государственная собственность; господство сферы услуг (медицина, образование, досуг и т. д.); производство, обмен и потребление знаний (информации); превращение науки в непосредственную производительную силу общества, а технических специалистов (экспертов, консультантов) — в ведущую профессиональную группу; господство финансового капитала.

Политическая система информационных обществ характеризуется: сильным демократическим правовым социальным государством; развитым гражданским обществом (парламентской демократией, свободными СМИ и т. д.); учетом интересов разных социальных классов; политической культурой среднего класса; ростом влияния международных политических организаций.

Для духовной системы индустриального общества характерны: превращение науки в ведущую форму общественного сознания; расцвет системы общего, среднего и высшего образования; ослабление влияния мировых религий; развитие искусства и возникновение его новых направлений; постмодернистское мышление; рост влияния массовой культуры; господство телевидения и т. д.

Общественная субъективность характеризуется усилением роли духовного и ослаблением бессознательного, ростом ценностнорационального, распространением солидаристских принципов, коэволюцией либеральной, социал-демократической, консервативной, коммунистической и религиозной идеологии.

В информационную эпоху сосуществуют страны с разными типами обществ (формаций и цивилизаций): либерально-капиталистическим, советским, социал-демократическим и т. д. Между мировыми религиями, связанными с ними религиозными общностями и мировыми цивилизациями и внутри них происходит борьба за господство и создание нового мирового общества, формации и цивилизации землян. Все это сопровождается углублением экологического кризиса.

Городское население становится преобладающим. Человек вытесняется из материального производства; его заменяют автоматы. Ускоряется научно-технический прогресс, изменяется структура занятости населения. Персонал информационных предприятий требует нового стиля управления: творческого, интеллектуального, нравственного. Совершенствуются мотивы труда: работники предпочитают меньшую заработную плату, но работу согласно своим интересам, дающую возможность самому принимать решения. Все больше людей сочетают в своей жизни семью, работу, самообразование и спорт.

Институциональная структура информационного общества пока включает в себя шесть типов предприятий: экономические (банки, биржи, сберкассы и т. д.), социальные (пенсионные, врачебные, спортивные и т. д.), научные, производственные (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт), добровольные (орана среды, помощь старикам и т. д.), домашние хозяйства. Университеты, исследовательские центры, академические институты становятся основными институтами (учреждениями) постиндустриальных обществ.

Информационное общество основано на ТНК. Развитие мира под влиянием ТНК «отвечает естественным тенденциям универсального эволюционизма — механизмам самоорганизации, определявшим развитие всего живого».

По пути либерально-капиталистических, а затем и буржуазно-социалистических обществ пошли ранее отсталые страны Азии. Например, с 1950 по 1990 г. ВВП Южной Кореи вырос в 120 раз. Мировая система социализма стала проигрывать науч- но-техническое, экономическое и демосоциальное противоборство социал-демократическим обществам. Новые технологии, образцы товаров, улучшение жизни простых людей показывали слабость советского общества (формации и цивилизации). В 1991 г. мировая система социализма и СССР распались. Страны советского блока оказались не готовы к постиндустриальной эпохе.

В результате распада системы социализма нарушилось мировое равновесие стран с разными типами обществ. Произошло обособление развитых («золотого миллиарда»), развивающихся и неразвитых стран. Возникла иерархическая пирамида стран: постиндустриального капитализма (США), буржуазного социализма («старые» европейские демократии), буржуазно-социалистической ориентации (Восточная Европа), советского социализма (Куба, КНДР), государственного капитализма (Россия и некоторые другие страны СНГ); колониального капитализма (многие страны Африки).

Усилилась экспансия американской цивилизации в сфере мировоззрения, институтов, образа жизни. Она встречает ожесточенное сопротивление в других цивилизациях: исламской, буддистской, православной. В составе исламской цивилизации оказались страны с разными общественными формациями — от постиндустриальных (Саудовская Аравия) до первобытно-общинных (Афганистан). Цивилизационное противостояние иногда оказывается более важным, чем формационная однотипность.

Нынешний мир представляет собой иерархию всех технологически-цивилизационных типов обществ: аграрных, индустриальных, информационных. Информационные общества играют ведущую роль по отношению к индустриальным, а последние — по отношению к аграрным. Основание этой пирамиды сужается, а центральная — индустриальная — часть расширяется. Это соответствует стратификационной пирамиде в развитых странах мира. Очевидно, что для растущего человечества переход большинства аграрных обществ в индустриальные, а последних — в информационные чреват экологической катастрофой: природная среда не выдерживает техногенной нагрузки. Возникает необходимость замедления технологического перехода и управления глобализацией.

В условиях глобализации, углубления экологического кризиса, постиндустриализации требуется отказ от прибыльности и могущества как определяющих ценностей, а значит — от экономической алчности и политической амбициозности целых классов и народов развитых стран. Для этого нужно смягчить демосоциальный разрыв, доминирование одних стран на другими по имущественным, политическим, национальным и иным признакам. Проблема создания экологического общества землян встала во весь рост. В этой связи Н. Моисеев, как и другие ученые, не исключают возникновение нового международного тоталитаризма, своеобразного постиндустриального средневековья.

11 сентября 2001 г. стало, видимо, свидетельством того, что неолиберальное общество (формация и цивилизация) США вызывает возмущение в мире. Мировоззрение индивидуализма, превосходства сильного и богатого, эксплуатация мира, двойные стандарты, движение к экологической катастрофе получили противодействие со стороны исламского фундаментализма. Стало ясно: чтобы сделать мир безопасным, нужно сделать его более справедливым. Только так развитые страны могут избавиться от террористов, подбирающихся ко все более опасным типам оружия.

Мир встал перед необходимостью кардинально изменить международные отношения в условиях продолжающейся НТР, приближающейся экологической катастрофы, вопиющего социального неравенства между странами. Чтобы решить эти проблемы, ООН и ее институтам нужно вернуться к борьбе с агрессивными устремлениями «передовых» стран. Следует пересмотреть взаимоотношения между странами из разных исторических эпох в направлении большего равенства и справедливости. Западу необходимо больше делиться с другими странами, а не эксплуатировать их; требуется нал ожить более жесткие ограничения на продажу оружия из развитых государств в другие страны и тем самым прекратить гонку вооружений; нужно, наконец, приступить к созданию мирового демократического государства, гражданского общества, экономики и духовности.

Нестеров А.К. Информационное общество // Энциклопедия Нестеровых

Формирование и развитие информационного общества имеет глобальный характер, при этом основные признаки и черты информационного общества формировались в первое десятилетие XXI века. В значительной степени данный процесс способствует появлению новых экономических стимулов, точек роста, развитию общественного устройства, интенсификации межкультурного взаимодействия.

Понятие информационного общества

Логично, что фундаментом информационного общества выступает информация. В концептуальном плане информация выступает уже самостоятельной ценностью, во многих случаях она может быть оценена, приобретена, что ставит ее на один уровень с материальными ценностями и энергией. В ряде случаев информация становится одним из ресурсов функционирования предприятий, организаций, фактором прогресса.

Основным фактором для создания комплексных условий развития информационного общества стало появление сети Интернет, что позволило формировать единую мировую информационно-коммуникационную среду и общее киберпространство.

Информационное общество – это фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний.

Концепция информационного общества представляет его как особой природы надстройку над современным общественным устройством, когда информация, знания и информационные технологии интенсивно проникают и внедряются во все сферы общества.

Современное информационное общество

Современное информационное общество обладает следующими чертами:

  1. Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
  2. Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
  3. Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
  4. Существование мирового информационного пространства.
  5. Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
  6. Улучшение доступа к информации.
  7. Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

Современное информационное общество характеризуется следующими аспектами.

Во-первых, продолжается усиливаться роль информации и знаний в жизни общества, при этом информационная насыщенность хозяйственной, экономической, финансовой, управленческой, коммерческой, производственной сфер деятельности также существенно возрастает. Для многих сфер деятельности информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического роста связаны исключительно с информацией, знаниями, их реализацией и внедрением в традиционные сферы.

Во-вторых, индустрия информационных технологий формирует особый сектор экономики, который является одним из наиболее динамичных и быстроразвивающихся.

В-третьих, информация, информационные услуги, отдельные знания являются предметом потребления, они могут быть приобретены, проданы, переданы во временное пользование. При этом в ряде случаев уже возникли устойчивые рыночные структуры, например, информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникации и сектор обслуживания данных рынков.

В-четвертых, модели социальной, экономической, управленческой, финансовой, производственной организации частично трансформируются, становятся шире, повышают свою гибкость благодаря использованию информационных технологий.

Основная тенденция – роль информации последовательно растет, поиск новых знаний интенсифицируется. Информация и знания выступают важным фактором производства и экономического роста. Экономический успех все больше обуславливается наличием информации, использованием инноваций и непрерывного развития.

Развитие информационного общества

В развитии информационного общества можно выделить 3 этапа:

  1. 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
  2. 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
  3. 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и внедрением новых информационных и коммуникативных технологий во все сферы человеческой деятельности. Все это потребует серьезной и глубокой перестройки современного общества.

Основные направления развития информационного общества:

  • Электронная коммерция
  • Телемедицина
  • Дистанционное образование
  • Роботизация
  • Цифровая экономика
  • Электронные услуги
  • Дистанционное получение государственных услуг

Развитие информационного общества на его современном уровне определяется повышение требований к адаптации к резко возросшим темпам изменений в экономике, производстве, технологиях и т.д. Следствием этого является одновременное усиление интеграционных тенденций на локальном, национальном и международном уровне, при этом нарастают тенденции к суверенитету, самообеспечению на тех же уровнях.

Развитие информационного общества – это совокупность процессов, затрагивающих изменение государственного устройства, общества, экономической системы, технологий, производства и жизни отдельных людей в контексте повышения роли информации и знаний.

Развитие информационного общества, обладая существенным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого отдельного человека, расширяет возможности для частных лиц, предпринимателей, формирует предпосылки для дальнейшего повышения эффективности производства, экономии ресурсов и ориентирует на инновационный тип развития. С этим сопряжена и возможность доступа к информационным ресурсам человеческой цивилизации буквально каждому человеку, а также возможность коммуникации между весьма удаленными точками нашей планеты.

Информационное общество в Российской Федерации

Основные сферы, в которых происходит наиболее явное развитие информационного общества в Российской Федерации:

  1. Дистанционное получение государственных услуг. Сюда относятся большинство государственных услуг, которые можно получить через сайт https://www.gosuslugi.ru
  2. Дистанционное обучение. В том числе через вебинары, видеолекции, трансляции, лекции. Во многих вузах внедрена система дистанционной загрузки выполненных работ, дистанционное прохождение контрольных срезов знаний, дистанционный учет успеваемости. Частично дистанционное обучение реализуется в школах.
  3. Финансы и банки. Интернет-банки, клиент-банки имеют все банки.
  4. Общественное взаимодействие. Наиболее значимым примером является распространение электронной подписи как для юридических, так и для физических лиц.
  5. Телемедицина. Электронная запись в поликлинику, видеоконференции врачей-специалистов и т.д.
  6. Удаленная работа через Интернет.
  7. Налоговое администрирование.
  8. Взаимодействие с органами исполнительной власти. Онлайн-прием обращений граждан.
  9. Транспортные перевозки. Электронные билеты на самолет, поезд. Сервисы такси (тут можно уже забыть про "По городу недорого!!!" как страшный сон).
  10. И многие другие сферы.

Дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации связано с построением цифровой экономики и роботизацией. В свою очередь это предъявляет следующие требования к обществу:

  • Повышение требований к профессиональной квалификации.
  • Повышение требований к уровню образования.
  • Изменение образовательной структуры общества.
  • Изменение характера труда.

На данный момент уже наблюдается превалирование интеллектуального, квалифицированного труда, требующего специальных навыков и знаний, в общественной структуре. Соответственно, получение образования уже не является достаточным, необходимо квалифицированно применять полученные знания и использовать информацию.

Для информационного общества Российской Федерации характерно также повышение требований к производству услуг, особенно к тем, которые связаны с получением, извлечением, обработкой, хранением, преобразованием и использованием информации.

Структура информационного общества Российской Федерации показана на рисунке.

Структура информационного общества Российской Федерации

Проблемы информационного общества

Перечислим основные проблемы информационного общества.

  1. Глобализация приводит к размыванию национального суверенитета отдельных государств, экономических и политических границ, что усугубляется образованием глобальных конгломератов в области коммуникаций, производства, информации и т.д.
  2. Ускорение темпов индустриализации и интенсификация взаимодействия между разными государствами ведет не просто к взаимному обмену культурными достижениями, но создает условия для культурной агрессии со стороны ряда стран. В совокупности с унификацией культур, это обостряет опасность утраты отдельными народами своей культурной, национальной, языковой самобытности, а также приводит к навязыванию человечеству культа потребления, что отвечает только интересам транснациональных корпораций.
  3. Усиление глобализации экономики и производства может неблагоприятно повлиять на состояние окружающей среды и политику по ее охране.
  4. Происходит наступление (в перспективе с полным уничтожением) права на труд и социальную защиту.
  5. Широкое распространение так называемое "экранной" или "эталонной" культуры в условиях неизбежности столкновения такой виртуальной культуры с объективной реальностью создает существенные психологические и социальные проблемы для людей.
  6. В условиях нарастания информации, увеличения объемов получаемой информации людям становится сложнее контролировать ее содержание и ограждать себя от избыточной информации.
  7. Возможности свободного распространения информации создают угрозы передачи опасной для общества информации, появляется проблема безопасности личных данных.

Отдельно следует упомянуть и проблему информационного неравенства, когда некоторые людей оказываются отрезаны от информации, как по объективным причинам, так и по субъективным соображениям. В результате, общество разделяется на тех, кто пользуется информационной средой, и тех, кто нет. При этом многие люди, особенно старших поколений, сознательно относят все информационные технологии к зоне отчуждения и не хотят с ними связываться. Это может привести к тому, что в относительно недалеком будущем такие люди могут оказаться за бортом общественных процессов в целом.




Close