Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

"Мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Иногда она меня утомляла, и тогда я по месяцам занимался другим, но в конце концов я возвращался к ней опять"

К.Э. Циолковский

Русское слово «ракета» произошло от немецкого слова «ракет». А это немецкое слово - уменьшительное от итальянского слова «рокка», что значит «веретено» . То есть, «ракета» означает «маленькое веретено», «веретёнце». Связано это, конечно, с формой ракеты: она похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом.

Ракеты человек изобрёл очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Они долго держали в секрете устройство ракет, им нравилось удивлять чужестранцев. Но некоторые из этих удивлённых чужестранцев оказались людьми очень любознательными. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки и праздничным салютом отмечать торжественные дни.

Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне. Появилось ракетное оружие. Это очень грозное оружие. Современные ракеты могут точно поразить цель на расстоянии в тысячи километров.

А в XX веке школьный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский придумал ракетам новую профессию. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. К сожалению, Циолковский умер до того, как первые корабли отправились в космос, но его всё равно называют отцом космонавтики.

Почему так трудно полететь в космос? Дело в том, что там нет воздуха. Там пустота, она называется вакуум. Поэтому там нельзя использовать ни самолёты, ни вертолёты, ни воздушные шары. Самолёты и вертолёты при взлёте опираются на воздух. Воздушный шар поднимается в небо, потому что он лёгкий и воздух выталкивает его вверх. А вот ракете, чтобы взлететь, воздух не нужен. Её нужен лишь космодром.

Первым и самым крупным космодромом мира является Байконур, но он находится заграницей в Казахстане. В России есть свои космодромы, их четыре: Плесецк, Ясный, Капустин Яр, Восточный.

Космодром «Восточный» находится в Амурской области. Выбор места для его строительства был не случайным. В строительстве космодрома большое значение имеет его расположение. Чем южнее космодром, тем больше масса грузов, которые можно с него вывести в космос. С точки зрения траекторий полётов ракет Восточный также расположен удачно: начальный участок траектории не проходит над густонаселёнными районами России и территориями иностранных государств, а районы падения отделяющихся частей ракет либо малонаселённые, либо являются нейтральными водами.

На расстоянии меньше 200 километров от космодрома «Восточный» находится крупный административный центр, столица Амурской области - город Благовещенск. Он расположен на слиянии двух крупнейших рек Азии: р. Амур и р. Зея. Река Зея берет свое начало на севере Амурской области и протекает вдоль северной границы территории космодрома. Запуски ракет сопровождаются выбросами в атмосферу газов отработанного топлива, которые могут попасть в реку, и по течению дойти до крупных городов Дальнего Востока России. Помимо этого запуски ракет сопряжены с внештатными и аварийными ситуациями, которые могут привести к экологической катастрофе.

Для того чтобы ракета попала в космос, нужно преодолеть притяжение Земли. Поэтому ракета должна набрать большую скорость (первую космическую скорость), чтобы от нее оторваться. Для этого учёные и инженеры придумали различные типы двигателей ракет, работающие на различном виде топлива. Самым пугающим из них является «гептил».

Целью моей научно-исследовательской работы является изучение принципов работы и влияния на окружающую среду ракет, применяемых и планируемых к использованию на космодроме «Восточный».

Задачами моей научно-исследовательской работы являются:

Изучение конструкции и устройства блоков различных типов ракет;

Определение основных этапов полета ракеты в космос;

Изучение мер безопасности, применяемых на космодроме «Восточный»;

Создание и запуск модели ракеты на экологически чистом двигателе.

Космодром «Восточный»

История космодрома Восточный началась 6 ноября 2007 года, когда президент России Владимир Путин подписал указ о создании в Амурской области космодрома . Это произошло спустя несколько месяцев после закрытия другого российского космодрома Свободный ‒ предшественник, располагавшийся там же, на Дальнем Востоке, был закрыт в марте 2007-го.

Изначально стартовая площадка не должна была появиться на том же месте, где располагался недавно закрытый Свободный: в планах было создание космодрома с новой инфраструктурой на берегу Тихого океана ‒ недалеко от превратившегося в главную восточную столицу Владивостока. Но эта идея продолжения не получила: приняв во внимание проблемы с погодой на побережье и другие географические и геополитические факторы, власти приняли решение перенести строительство нового космодрома вглубь континента.

Введение в эксплуатацию космодрома ‒ дело немногим более лёгкое, чем сами полёты в космос. Выбор места для строительства должен быть продиктован целым рядом факторов: географическим, геополитическим, социально-экономическим. Важно учитывать траектории полётов (чтобы избежать попадания ракет и обломков на территории соседних государств или густонаселённые районы собственной страны), возможную массу выводимых грузов, есть ли поблизости аэропорты, железнодорожное сообщение, автомагистрали.

Техническая оснащённость космодрома позволяет считать его одним из самых современных космодромов в мире. Управление технологическим оборудованием здесь полностью автоматизировано (в отличие от того же Байконура), то есть машины контролируют все процессы, от заправки корабля до старта. Автоматизирован и командный пункт - все данные о ракете вместе с десятками параметров выводятся на экраны, и автоматика оценивает соблюдение графиков и работу систем во время полёта.

Впервые для работы с ракетой на стартовой площадке используется мобильная башня обслуживания, оснащённая по последнему слову техники. Она отслеживает ход всех работ и к тому же поддерживает комфортную температуру для специалистов, задача которых заключается в сборке составных частей ракеты.

В монтажно-испытательном комплексе «Восточного» впервые оборудована специальная галерея, соединяющая разные корпуса комплекса, - трансбордер. Монтажные корпуса всегда находятся на некотором отдалении друг от друга, и это создает проблемы при транспортировке отдельных частей ракеты и их сборе в единое целое. Здесь же проблема решена: части ракет и спутников из здания в здание можно перевозить по специальной галерее, а не по улице, не нарушая важный в этих вопросах температурный режим.

Рис. 1. Мобильная башня обслуживания на стартовом столе

Рис. 2. Монтажно-испытательный корпус (МИК)

Первый запуск с Восточного был назначен на 25 декабря 2015 года, потом перенесён на 27 апреля 2016 года, а потом отложен ещё на сутки . Наконец, 28 апреля состоялось историческое событие: ракета-носитель «Союз-2.1а» с блоком выведения «Волга» вывела на орбиты три космических аппарата - «Михайло Ломоносов», «Аист-2Д» и наноспутник «СамСат-218».

Сама ракета «Союз 2.1а», как и другие ракеты-носители «Союз» с индексом 2, - цифровая. Она оборудована новой компьютерной системой управления, что позволило повысить точность выведения груза на орбиту, устойчивость и управляемость ракеты, а также - что особенно важно - увеличить габариты полезной нагрузки. Если раньше спутники или космические корабли были чуть большего диаметра, чем ракета, а то и вовсе такого же, то теперь ракета может вывести в космос аппараты больших размеров. К тому же в первой ракете, стартовавшей с Восточного, впервые были установлены видеокамеры, позволяющие в реальном времени получать картинку с борта ракеты до старта и во время вывода груза на орбиту.

В планах - обеспечение космодрома запусками приблизительно до 2024 года . Роскосмос собирается вывести на орбиту аппарат «Метеор» и два спутника серии «Канопус»; уже к 2018 году количество запусков в год предполагается увеличить до шести-восьми, в перспективе - до десяти. С 2021 года планируются пуски ракет-носителей «Ангара-А5П» и «Ангара-А5В». Важным этапом развития космодрома станет лунная программа, запуски аппаратов к Луне должны будут осуществляться с 2019 по 2024 годы:

    «Луна-25» ‒ миссия: технология полярной посадки, начало изучения Южного полюса Луны;

    «Луна-26» ‒ миссия: глобальный обзор и разведка лунных ресурсов;

    «Луна-27» ‒ миссия: изучение реголита и экзосферы на Южном полюсе Луны;

    «Луна-28» ‒ миссия: доставка на Землю лунного полярного грунта.

Полный ввод космодрома Восточный в строй планируется в 2020 году. Помимо новой ракеты-носителя «Ангара» и модифицированной ракеты-носителя «Союз-2», запуск которых изначально планировался с космодрома, в перспективе развитие возможностей космодрома до уровня, обеспечивающего подготовку и запуск модулей орбитальных станций, космических средств для изучения (и освоения) Луны и Марса, а также других удалённых небесных тел.

Космические ракетные комплексы (КРК)

Космические ракетные комплексы, которые планируется запускать с космодрома «Восточный» можно разделить на два типа ракет: РН «Союз» и РН «Ангара».

Рис. 3. Ракеты: слева - «Союз», справа - «Ангара»

Ракеты-носители типа «Союз-2» разработаны на базе серийной РН «Союз-У» . На ракетах-носителях «Союз-2» применены усовершенствованные двигательные установки и современные системы управления и измерений, что существенно повышает технические и эксплуатационные характеристики. Союз-2.1а" — трехступенчатая ракета среднего класса. На первой и второй ступенях установлены жидкостные ракетные двигатели РД-107А и РД-108А, на третьей — четырехкамерный РД-0110. В качестве компонентов ракетного топлива маршевых двигательных установок РН используются экологически чистый окислитель — жидкий кислород и слаботоксичное углеводородное горючее Т-1 (керосин). Масса выводимой полезной нагрузки составляет до 7,5 тонн.

Ракеты-носители «Союз-2» в сочетании с разгонным блоком «Фрегат» предназначены для запусков космических аппаратов на околоземные орбиты различных высот и наклонений, включая геопереходные и геостационарную, а также отлетные траектории.

Новейший российский космический ракетный комплекс «Ангара» включает в свой состав семейство экологически чистых ракет-носителей (РН) различных классов, позволяющих выводить до 37,5 тонн полезного груза (модификация «Ангара-А5В») на низкую околоземную орбиту. Ракеты «Ангара» относятся к тяжелому и сверхтяжелому классу ракет.

Основой для создания вариантов ракет-носителей «Ангара» служат кислородно-керосиновые универсальные ракетные модули - УРМ-1 (для первой и второй ступеней РН) и УРМ-2 (для верхних ступеней РН). Количество УРМ в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя.

Универсальный ракетный модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. УРМ-1 оснащается жидкостным реактивным двигателем РД-191, УРМ-2 - двигателем РД-0124А.

В ракетах-носителях семейства «Ангара» не используются агрессивные и токсичные ракетные топлива на основе гептила, что позволяет существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса, как в прилегающих к космодрому регионах, так и в районах падения отработавших ступеней ракет-носителей.

Полет ракеты в космос

Для того чтобы ракета попала в космос, нужно преодолеть притяжение Земли. Поэтому ракета должна набрать большую скорость (первую космическую скорость), чтобы от нее оторваться. Для этого учёные и инженеры придумали определенный порядок работы ракеты.

Ракета-носитель «Союз 2.1» состоит из трех ступеней и выполнена по схеме с параллельным отделением боковых ракетных блоков в конце работы первой ступени и поперечным отделением ракетного блока второй ступени по окончании его работы. На первом этапе полета работают двигатели четырех боковых и центрального блоков, на втором, после отделения боковых блоков, только двигатель центрального блока .

Рис. 4. Составные части ракеты и этапы её полета

Двигатели боковых блоков работают в течение 118 секунд после старта, после чего отключаются. После этого боковые блоки отделяются от центрального блока и сбрасываются.

Вторая ступень (центральный блок) состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения. Номинальное время работы двигателя центрального блока составляет 280-290 секунд.

Запуск двигателей центрального и боковых блоков производится на Земле, что даёт возможность контролировать их работу в переходном режиме и при возникновении неисправностей во время пуска отменять пуск ракеты. Это обеспечивает повышение безопасности эксплуатации.

Третья ступень, состоящая из переходного отсека, бака горючего, бака окислителя, хвостового отсека и двигателя, установлена на центральном блоке и соединена с ним с помощью ферменной конструкции.

Маршевый двигатель третьей ступени включается примерно за две секунды до отключения центрального блока. Газы, истекающие из сопел двигателя третьей ступени, непосредственно отделяют ступень от центрального блока. После отключения двигателя и отделения космического аппарата или разгонного блока с космическим аппаратом, третья ступень выполняет маневр увода путем открытия дренажного клапана в баке горючего. От ракеты осталась только головная часть. Дальнейший полет ракета продолжит при помощи разгонного блока.

Создание экологически чистой модели ракеты

Экологически чистым двигателем считается тот, который не наносит вреда окружающей среду. Одним из таких двигателей можно считать пневмо-гидравлический. Модель ракеты с таким двигателем дает возможность проводить множество различных опытов и, что самое главное, познакомиться с действием реактивного двигателя. Пневмо-гидравлическую ракету можно легко построить самому. Для начала надо определиться каких размеров будет ракета. Основа её корпуса будет простая пластмассовая бутылка из-под газировки. В зависимости от объема бутылки будут различаться полетные характеристики нашей будущей ракеты. Например, 0.5 литра хоть и будет маленькая по размерам, но и взлетать тоже будет невысоко метров на 10-15. Самый оптимальный размер это бутылка объемом от 1.5 до 2 литров. Для старта потребуется также основной инструмент - насос, лучше, если он будет автомобильным и с прибором для измерения давления - манометром.

Основной узел в ракете будет клапан, от него будет завесить эффективность работы будущей ракеты. Клапан изготовим из пробки, велосипедной камеры и металлической пластины.

Рис. 5. Клапан

Для изготовления корпуса модели ракеты потребуется две бутылки объемом 1.5 литра и металлизированный скотч. Стабилизаторы в количестве четырех штук легко сделать из картона из-под бытовой техники. Для изготовления стартовой площадки потребуется ровный фанерный лист, металлические уголки и саморезы.

Рис. 6. Модель ракеты на стартовой площадке

Опытным путем было определено, что модель ракеты должна быть наполнена водой на 1/3 часть от общей длины всей бутылки. Если залить больше воды или меньше, то в первом случае для воздуха остается слишком мало места, а во втором - слишком много. Тяга двигателя в этих случаях будет очень слабой, а время работы - непродолжительным. Тяга, уменьшающаяся по мере выбрасывания воды, что позволяет модели ракеты достигнуть высоты 30 - 50 м. Время полета модели от старта до момента приземления в зависимости от достигнутой высоты составляет 5 - 7 секунд. Модель ракеты, запущенная без воды, будет очень легкой и поднимется только на 2 - 5 м.

Пневмо-гидравлические модели ракет могут быть и многоступенчатыми. Рекорд на высоту полета такой ракеты составляет 600 метров. При этом они могут поднимать существенную полезную нагрузку, например некоторые испытатели устанавливают фотоаппараты или мини видеокамеры и проводили успешно аэрофотосъемку.

Заключение

В результате знакомства с космодром «Восточный» с его «настоящими» и «будущими» ракетами были получены следующие выводы:

    ракета состоит из трех ступеней и головной части;

    для отрыва от Земли ракета должна набрать первую космическую скорость;

    полет ракеты состоит из шесть этапов;

    используемые и планируемые к запуску ракеты являются экологически безопасными.

Заключительным этапом моей работы стало создание и запуск действующей экологически чистой пневмо-гидравлической модели ракеты. В результате выполнения различных вариантов запуска модели ракеты, были получены следующие результаты:

    модель, запущенная без воды, будет очень легкой и поднимется только на 2 - 5 м;

    модель ракеты должна быть наполнена водой на 1/3 часть от общей длины всей бутылки;

    установка ракеты под углом 60° приводит к уменьшению высоты подъема, однако дальность полета увеличивается;

    время полета модели от старта до момента приземления в зависимости от достигнутой высоты составляет 5 - 7 секунд;

    при вертикальной установке модели на старте она может достигнуть высоты около 50 м.

К сожалению, пневмо-гидравлическая модель ракеты не может быть использована в качестве рабочей ракеты на космодроме «Восточный», так как не развивает первой космической скорости (7,9 км/с), а ограничена лишь 12 м/с. Зато позволяет наглядно провести эксперименты и понять принципы ракетных технологий.

Литература

    Архипова К. Восточные ворота в космос // Мужская работа. №57. 2016. URL: http://www.menswork.ru/?q=content/kosmodrom%20vostochii (дата обращения 09.11.2017).

    Волиман Д. Профессор Астрокот и его путешествие в космос // МИФ. 2015. 64 с.

Байконур. Стартовая позиция ракет Союз. КОСМОДРОМ (от космос и греческого dromos бег, место для бега), комплекс сооружений, оборудования и земельных участков, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических аппаратов. В 1946 был… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОСМОДРОМ - (от космос и греческого dromos бег, место для бега), комплекс сооружений, оборудования и земельных участков, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических аппаратов. В 1946 был основан первый в СССР космодром Капустин Яр, в 1955… … Современная энциклопедия

космодром - звездная гавань, утиноура, космическая гавань, плесецк, уоллопс, чанчэнцзе, танегасима, байконур Словарь русских синонимов. космодром сущ., кол во синонимов: 9 байконур (2) … Словарь синонимов

КОСМОДРОМ - (от космос и греч. dromos бег место для бега), комплекс сооружений и технических средств для сборки, подготовки и запуска космических аппаратов. Включает в себя техническую позицию, стартовый комплекс и обслуживающие объекты (измерительные пункты … Большой Энциклопедический словарь

КОСМОДРОМ - КОСМОДРОМ, а, муж. Комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов. | прил. космодромный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

КОСМОДРОМ - комплекс сооружений, технических средств и отчуждённых (в целях безопасности) земельных зон, предназначенный для сборки, подготовки к запуску и запуска космических летательных аппаратов. К. включает в себя техническую позицию, стартовый комплекс… … Большая политехническая энциклопедия

космодром - специально подготовленная территория с размещёнными на ней сооружениями и оборудованием для сборки, испытаний и запуска ракет– носителей с космическими аппаратами. В состав современного космодрома входят монтажно испытательные, стартовые и… … Энциклопедия техники

Космодром - (от Космос и греч. drómos бег, место для бега) комплекс сооружений, оборудования и земельных участков, предназначенный для приёма, сборки, подготовки к пуску и пуска космических ракет. Некоторые К. включают земельные участки для падения… … Большая советская энциклопедия

космодром - а; м. [от греч. kosmos вселенная и dromos место для бега; бег] Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов. * * * космодром (от космос и греч. drómos бег, место… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Космодром. Космонавты. Космос , А. Романов , «Восход», «Союз». В просторах космоса побывали аппараты «Зонд», «Электрон», «Метеор», «Протон», целая серия спутников Земли «Космос», «Молния». Открыты многие тайны Вселенной, и она начинает… Категория: Научная литература Издатель: ДОСААФ , Купить за 223 руб
  • Космодром на чемоданах , Айлика Кремер , Байконур – это не только космодром, но и построенный в казахской степи город, где сейчас живут более семидесяти тысяч человек, большинство из которых не имеет отношения к космосу. Как и… Категория:

Современные космодромы России являются объектами, играющими важнейшую роль в науке, экономике, социально-политических, культурных коммуникациях на самых разных уровнях. В РФ есть как действующие, так и строящиеся пусковые площадки. Где находятся космодромы России? Какими именно объектами они сейчас представлены?

Какие в РФ действуют космодромы?

«Байконур», «Плесецк», «Капустин Яр», «Ясный», «Свободный» и строящийся «Восточный» - это современные космодромы России. Список соответствующих объектов, конечно, может корректироваться — в зависимости от того, каким образом будет распределяться инфраструктура, задействуемая в рамках реализации российской космической программы. Не исключено, что в силу большой площади тех или иных космодромов, а также сложности задач, решаемых на них, будут открываться новые пусковые площадки, закрываться текущие и переноситься в другое место. Но на данный момент космодромы России, указанные выше, в целом можно рассматривать как в достаточной мере устоявшуюся систему объектов соответствующего назначения. Рассмотрим теперь специфику каждого из них подробнее.

«Байконур» - основной космодром в рамках космических программ РФ

«Байконур» — космодром, который принадлежит не России, а Казахстану, однако РФ является его практически единственным пользователем. Основные его эксплуатанты — РКК «Энергия», ЦСКБ «Прогресс», ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, Космический центр «Южный». «Байконур» был построен в 1955 году. Данный объект взят правительством РФ в аренду у РК на 50 лет. Стоимость пользования космодромом составляет порядка 5 млрд. рублей в год — 3,5 млрд. составляет, собственно, арендная плата, 1,5 млрд. - средства, направляемые РФ на поддержание работоспособности инфраструктуры объекта.

Байконур, несмотря на юридическую принадлежность Казахстану, традиционно рассматривается как космодром России. Он известен тем, что с него был запущен Земли, первый пилотируемый корабль, различные научные спутники, Сейчас Байконур является крупнейшим из всех объектов соответствующего типа, которые задействуются в российской космической отрасли. Его общая площадь — порядка 6717 кв. км. В последние несколько лет данный космодром России — мировой лидер по количеству запусков.

Инфраструктура космодрома «Байконур»

Инфраструктура «Байконура» представлена, в частности, такими объектами:

9 стартовых комплексов различных категорий;

15 пусковых установок, предназначенных для запуска ракет, выводящих в космос спутники и корабли;

4 пусковые установки, используемые в целях проведения испытаний баллистических ракет;

11 корпусов, предназначенных для монтажа и испытания техники различного назначения;

34 комплекса, адаптированные для осуществления предстартовой подготовки ракет и выводимых ими в космос аппаратов различного назначения;

3 станции, на которых осуществляется заправка ракет-носителей и иных космических аппаратов различными видами топлива;

Измерительный комплекс;

Информационно-вычислительный центр, в котором осуществляется контроль, а также управление полетами космических аппаратов и обработка различных видов данных;

Кислородно-азотный производственный комплекс, способный выпускать порядка 300 тонн различных типов криогенных продуктов в течение суток;

ТЭЦ мощностью 60 МВт;

Энергопоезд мощностью 72 МВт, функционирующий на газовых турбинах;

В количестве 600 объектов;

В количестве 92 единиц;

Аэродромы - «Крайний» и «Юбилейный»;

Локальная железнодорожная инфраструктура общей протяженностью порядка 470 км;

Автомобильная инфраструктура протяженностью порядка 1281 км;

Линии электропередач в 6610 км, связи - в 2784 км.

Рассмотрев основные особенности крупнейшего космодрома, задействуемого в российской космической программе, изучим специфику других объектов соответствующего типа, что функционируют в России.

«Капустин Яр»

«Капустин Яр» многие исследователи склонны рассматривать скорее как военный полигон. Но по многим признакам его можно считать и космодромом, прежде всего в силу того, что с него осуществляются испытательные пуски баллистических ракет — с боеголовками, которые выводятся в открытый космос. «Капустин Яр» был построен в 1946 году.

Располагается данный космодром России преимущественно в но некоторые его территории входят в состав Атырауской, а также Западно-Казахстанской областей РК. Его общая площадь — порядка 650 кв. км. Данный космодром имеет собственный административный центр — город Знаменск. Неподалеку от него располагается военный аэродром.

«Ясный»

Космодром «Ясный» эксперты чаще всего рассматривают как пусковую базу — но для ракет, опять же, предназначенных для выведения в открытый космос. Активно используется с 2006 года. Располагается данный относительно новый космодром в России, в Ясненском районе, что находится в Оренбургской области.

Главным эксплуатантом объекта считается международная корпорация «Космотрас». Инфраструктура космодрома используется главным образом для выведения на околоземную орбиту различных спутников. При этом для решения соответствующих задач чаще всего используется ракета «Днепр» российско-украинского производства.

«Плесецк»

Самый северный космодром России - «Плесецк». Располагается примерно в 180 км от Архангельска — к югу от города. Площадь объекта составляет порядка 176,2 га. Эксплуатироваться в качестве космодрома «Плесецк» начал с 1966 года. С него могут осуществляться запуски ракет, принадлежащих к семейству Р-7 и других, что относятся к схожим классам.

Самый северный космодром России, как отмечают некоторые аналитики, имеет рекорд в части общего количества осуществленных с него запусков ракет в космос.

«Свободный»

Космодром «Свободный» располагается в Амурской области. Он эксплуатируется с 1996 года. Данный космодром России имеет площадь 410 кв. км, и имеет инфраструктуру для запуска ракет легкого и среднего класса. Интересен тот факт, что строительство «Свободного» было инициировано вследствие того, что после распада СССР основной советский космодром «Байконур» оказался за пределами РФ, и руководители российской космической программы решили, что государству необходим свой объект соответствующего назначения. На практике на тот момент самый восточный космодром России после начала эксплуатации задействовался, в частности, в целях испытательных пусков баллистических ракет — таких как «Тополь». Сейчас практически не используется активно, это во многом связано с тем, что на Дальнем Востоке строится новый объект — космодром «Восточный». Рассмотрим, в свою очередь, основные сведения о нем.

«Восточный»

Это новейший и самый восточный космодром России. Он начал строиться в 2010 году. Располагаться он будет, к слову, неподалеку от «Свободного», который предполагается расформировать в связи с инсталляцией основной инфраструктуры уже на «Восточном» и последующей оптимизацией логистики под специфику нового объекта.

Рассчитывается, что самый восточный строящийся космодром России займет площадь порядка 1035 кв. км. Его создание призвано решить следующие важнейшие задачи: приобретение Россией собственного космодрома, адаптированного для запуска любых типов ракет, формирование дополнительных импульсов интенсивного развития Дальневосточных территорий РФ. Данному региону уделяется особое внимание в государственных социально-экономических программах, и строительство соответствующего объекта здесь рассматривается как один из самых значимых факторов успешной реализации данных инициатив.

«Восточный» - космодром России, который имеет ряд преимуществ, в частности, перед «Байконуром». Так, например, трассы полетов ракет, которые будут запускаться отсюда, располагаются вне густонаселенных а также иностранных государств — таковые проложены над нейтральными водами. Кроме того, значимым фактором выступает то, где космодром в России расположен — а именно, в непосредственной близости от развитой транспортной инфраструктуры. Это делает эксплуатацию «Восточного» особенно рентабельной. Вместе с тем, некоторые эксперты также выделяют ряд недостатков в проекте соответствующего объекта российской космической программы. Прежде всего, отмечается тот факт, что «Восточный» расположен на 6 градусов севернее «Байконура» - поэтому общая масса полезной нагрузки, что выводится в космос, на российском космодроме будет немного ниже.

Когда начнутся запуски с «Восточного»?

Когда самый восточный космодром России будет открыт и начнет эксплуатироваться?

Изначально предполагалось, что первый с соответствующего объекта будет осуществлен в конце 2015 года. Но на данный момент он перенесен на 2016 год. Что касается запусков пилотируемого корабля с «Восточного» - первый должен состояться в 2016 году. Персонал нового российского космодрома будет жить в г. Углегорск, что расположен в Амурской области — в непосредственной близости от строящегося объекта. В этом же городе будут располагаться административные органы «Восточного». К слову, некоторые из объектов инфраструктуры космодрома, возможно, будут построены за пределами Амурской области. Предполагается, что с «Восточного» будет возможен запуск ракет практически любого типа — легких, средних и тяжелых — таких как, например, «Ангара», успешные испытания которой были проведены в РФ в 2014 году.

Резюме

Таким образом, современные космодромы России представлены 5 действующими объектами — к числу таковых пока что можно причислить «Свободный», поскольку на нем все же присутствует инфраструктура, и один строящийся. Располагаются они в самых разных частях РФ — на юге европейской части страны, на севере, на Дальнем Востоке. Крупнейший космодром, задействуемый в российской космической программе, располагается в Казахстане. Вскоре он разделит свои функции, которые выражаются в осуществлении запусков всех востребованных типов ракет, с космодромом «Восточный», который строится в Амурской области.

Кто не хотел бы побывать на космодроме и посмотреть своими глазами на запуск ракеты в космос? Сомневаюсь, что такие люди вообще существуют. Для многих это даже мечта, которая была и у меня. Однажды, в 2011 году она осуществилась, и я присутствовал на космодроме Плесецк во время запуска ракеты-носителя Союз-У, доставившей на орбиту космический аппарат.

Самое забавное заключается в том, что непосредственно сам эффектный старт ракеты длится не больше одной минуты. До этого пришлось ехать полдня на поезде, потом гулять целые сутки по поселку Мирный, а запуск ракеты состоялся только к вечеру второго дня.
Зажигание, стойки отходят, пламя, ракета стремительно поднимается в небо, проходит через облака, и больше ее не видно. Но это стоит того! Это действительно круто.


P.S.
К сожалению, фотографии обновить не получилось, ибо исходники остались на сломавшемся несколько лет назад жестком диске. Поэтому максимум 900х600 пикселей и смешные старые копирайты на фото.

2. До ракеты-носителя примерно полтора километра, она находится в подвешенном состоянии на стартовом столе, зажатая стойками. Справа уезжает поезд с топливом.

3. Состав с кислородом и топливом отъезжает на безопасное расстояние.

4. Солдаты.

5. Первым делом, опускаются главные стойки, остается небольшая опора, прикрепленная к носовой части ракеты-носителя.

6. Зажигание! Отошла последняя опора!

7. Поехали!

8. Всего через 8 минут ракета-носитель Союз-У выйдет на орбиту.

9. По большому счету, я своими глазами не видел как взлетала ракета, только через видоискатель фотоаппарата.

10. Союз-У это трехступенчатая ракета-носитель, которую запускали 42 года. Последни пуск произошел в июле 2015 года с космодрома Байконур.

11. Ракета прошла через облака.

12. С земли видно даже отделение первой ступени, которая через несколько минут рухнет где-то на берегу Северного Ледовитого океана.

13. Люди с космодрома Плесецк не летают, ибо расположен он слишком далеко от Экватора, а запуски получаются значительно дороже, чем с Байконура.

14. Награждение ребят за успешный запуск.

15. Справа командир космодрома до 2011 года генерал-майор Майданович Олег Владимирович.

16. До начала 90-х годов космодром Плесецк удерживал мировое лидерство по числу запусков ракет в космос, Байконур был на втором месте.

17. Одним из технических отличий запусков ракет в России и других странах то, что у нас ракета-носитель подвешена перед стартом, а у них она стоит.

18. Подвешивание ракеты-носителя позволяет сократить расходы, потому что подобный тип запуска наносит намного меньше урона стартовой площадке.

19. Линейная скорость вращения Земли на широте Плесецка составляет 212 м/с, на широте Байконура — 316 м/с.

20. Ракета-носитель Союз-У предназначена для выведения на околоземную орбиту космических аппаратов научно-исследовательского и специального назначения, а также пилотируемых и грузовых космических кораблей серий Союз и Прогресс.

21. По состоянию на 2016 год, космодром Плесецк имеет 6 стартовых комплексов, из них выведены из эксплуатации два - РН Союз и Космос. Строится стартовый комплекс для ракет-носителей Рокот, остановлено строительство стартового комплекса РН Зенит.

22. Всего было произведен 791 запуск ракеты Союз-У, из них 770 успешных.

23. Этот запуск был четвертым с космодрома Плесецк в 2011 году.

24. Рабочим горючим для ракеты-носителя Союз-У являлся керосин, окислитель - жидкий кислород.

25. Технические работы на стартовом комплексе после запуска.

27. Пришел солдат и доложил нам, что ракета-носитель успешно вышла на орбиту, и связь в порядке.

29. После завершающих работ главные опоры поднимают.

31. В процессе запуска участвуют не только военные, но и рядовые инженеры.

32. Спасибо за внимание!

Взят у
Жми на иконку и подписывайся!

Байконур — первый космодром в мире, который построен Советским Союзом на территории нынешнего Казахстана. И находится на втором месте в мире по суммарному количеству запущенных ракет и спутников после Плесецка – 1479 и 1811 на начало 2018 года соответственно. Байконур лидировал по числу ежегодных запусков на орбиту 20 лет космической эры (в 1957, 1965, 1968, 1994, 1999-2002 и 2004-2015 годы).

Байконур является наиболее интенсивно используемым космодромом СССР до 1968 года, и России после 1994 года (наибольшее ежегодное количество запусков в пределах СССР или СНГ). Максимальное количество запусков на орбиту с Байконура составило 48 в 1987 году. Кроме того с этого космодрома осуществлены испытательные запуски больше тысячи межконтинентальных (МБР) и суборбитальных баллистических ракет. В настоящее время территория космодрома находится в российской аренде до середины 21 века, ежегодная стоимость аренды достигает порядка 8 миллиардов рублей или 110 миллионов долларов.

Первоначальной целью создания нового аэрокосмического центра стало испытание первых советских МБР. Ракетный полигон Капустин Яр, на котором испытывались первые советские баллистические ракеты, не позволял осуществлять безопасные испытания ракет с дальностью полета как минимум в 7 тысяч км. Новый ракетный полигон должен был обладать следующими условиями: близостью к железной дороге и источникам пресной воды, расположение в малонаселенной местности, удаленной от сельскохозяйственных районов, а так же находится на расстоянии от Камчатки (которая была выбрана районом падения головных частей испытываемых МБР) как минимум в 7 тысяч км. Кроме того вблизи космодрома необходимо было разместить несколько станций радиоуправления, что в конце концов и позволило в 1954 году Кзыл-Ординской области Казахстана получить приоритет перед другими кандидатами. Другими преимуществами нового полигона стала близость к экватору (скорость вращения Земли на широте Байконура составляет 315 метров в секунду, а на широте Плесецка - 211 метров в секунду) и большое количество безоблачных дней и ночей (более трех сотен в год). Новый ракетный полигон был размещен между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана — Казалинском и Джусалы, около разъезда Тюра-Там Среднеазиатской железной дороги. Под полигон отвели 7 тысяч квадратных километров казахской степи. Первоначально с декабря 1954 в районе будущего ракетного полигона работала рекогносцировочная экспедиция, а с февраля 1955 года началось строительство самого полигона. Вначале новый объект получил название НИИП № 5 (пятый научно-исследовательский испытательный полигон министерства обороны СССР). Для сокрытия секретного военного объекта так же ракетный полигон получил кодовое название “Тайга”, кроме того в нескольких сотнях километров вблизи поселка горняков Байконур был построен ложный ракетный полигон с муляжами стартовых установок. Ложный космодром даже охранялся до 70х годов 20 века. После полета Гагарина название Байконур закрепилось в советской прессе и за действующим космодромом.

Тем не менее, Запад узнал о новом советском ракетном полигоне ещё до официального объявления в советских газетах о первом в мире успешном испытании МБР, которое было сделано 27 августа 1957 года. Дело в том, что в 1956 году ЦРУ начало использовать новый разведывательный самолет У-2, который был способен получать с помощью фотокамеры компании Perkin-Elmer снимки поверхности с высоты в 18 км шириной в 150 км и длиной в 3000 км с разрешением в 0.76 метров. За 4 года У-2 совершил 24 разведывательных полетов над СССР, и отснял 15% территории СССР. Во время одного из таких полетов 5 августа 1957 года и был обнаружен неизвестный ранее советский ракетный полигон у реки Сырдарья. С тех пор фотографирование нового объекта стало целью регулярных полетов У-2 над СССР, которые осуществлялись с Ближнего Востока до Норвегии (в частности он был сфотографирован и в последнем полете У-2 над СССР 1 мая 1960 года перед перехватом ракетой зенитно-ракетного комплекса С-75 над Уралом).

С другой стороны в открытую западную печать сведения о Байконуре долгое время не просачивались. Западная пресса в 50х годах 20 века предполагала, что первые спутники и МБР СССР запускал с ракетного полигона Капустин Яр. До начала 90х годов 20 века ракетный полигон в западной печати носил название Тюратам в честь близлежащей железнодорожной станции.

Строительные работы на ракетном полигоне начались в начале 1956 года. Первоначально строители жили в палатках, затем весной 1956 года были вырыты землянки, а с 5 мая 1956 года началось строительство деревянных зданий. С 1958 по 1969 годы жилой городок носил название поселок Ленинский. В 1969 году он стал городом Ленинск, а в 1995 году был переименован в Байконур. Сейчас в городе проживает около 40 тысяч человек.

Сооружением первой стартовой площадки занимались около 3600 военнослужащих, 500 инженеров и 200 техников. Наиболее трудоемкой работой стало рытье фундамента под стартовую площадку. Даже поверхностный двухметровый слой песка зимой приходилось взрывать, а под ним приходилось работать с глиной, которая с трудом поддавалась напору ковша экскаватора и ударам отбойного молотка. Тем не менее, за год удалось вырыть и забетонировать огромный котлован глубиной в полсотни метров, шириной в 100 метров, длиной в 250 метров и объемом в миллион кубометров. Интересно отметить, что при рытье котлована на глубине в 36 метров были обнаружены следы костра, возрастом 10-30 тысяч лет. Николай Павлович Королев сохранил у себя в спичном коробке часть этого доисторического костра. 5 мая 1957 года первая стартовая площадка была принята комиссией к работе, а уже на следующей день на неё установили первую МБР Р-7. Новую ракету начали разрабатывать ещё в 1950 году, а её производство было налажено на подмосковном заводе № 88.

Первые запуски

Первый старт Р-7 состоялся 15 мая 1957 года в 19:00 по московскому времени. Этот запуск оказался неудачным, почти сразу же после зажигания двигателей в боковом блоке ракеты возник пожар. Через 103 секунды после старта двигатели ракеты автоматически выключились, и части ракеты упали в 196-319 км от места старта. Вторая ракета была подготовлена к пуску 10 июня, однако три её попытки запуска были отменены автоматикой из-за различных неполадок, и эту ракету вернули на завод. 12 июля 1957 года был произведен пуск третьей ракеты, её запуск закончился разрушением на 43 секунде полета на высоте 4.5 км вследствие ошибки системы управления. Обломки ракеты упали в пределах 15 км от места запуска.

18 июля 1957 года на стартовый стол была установлена новая ракета Р-7. К этому времени планировалось до конца июля подготовить к отправке с завода ещё одну ракету, а так же в производстве находилось ещё четыре ракеты, которые были готовы к отправке в августе-сентябре. Одновременно на заводе изготавливалась ракета для запуска первого спутника, который планировалось произвести после двух успешных запусков Р-7. Поэтому очевидно, что будущие успешные запуски были гарантированы.

21 августа и 7 сентября были осуществлены первые успешные пуски МБР в сторону камчатского полигона, хотя полностью успешными они не стали: головная часть ракеты разрушалась при входе в плотные слои атмосферы за 15-20 секунд до касания поверхности. Тем не менее, эти запуски открыли дорогу космической эре: 4 октября и 3 ноября СССР осуществил первые запуски спутников в космос. На борту второго спутника находилась собака Лайка, которая первой смогла доказать пригодность биологических видов к условиям космического полета. Для сравнения США так же реализовывались похожие программы: с 11 июня 1957 года начались испытательные пуски МБР “Атлас”, которая достигла расчетной дальности к 11-ому полету 28 августа 1958 года. Запуск спутника удался американцам лишь со второй попытки 1 февраля 1958 года (запуск 6 декабря 1957 года был неудачным). Шестой запуск Р-7 по баллистической траектории 29 марта 1958 года стал первым запуском, в котором имитатор боеголовки смог без разрушения пройти плотные слои атмосферы.

С 23 сентября 1958 года начались первые попытки Советского Союза достигнуть Луны, которые завершились первыми облетами Луны, первым достижением поверхности Луны и первыми снимками обратной стороны Луны. С другой стороны 15 мая 1960 года были начаты первые беспилотные полеты космического корабля “Восток“, которые завершились полетом Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Во всех этих случаях продолжала использоваться стартовая площадка №1. Всего за 4 года с 1957 по 1960 годы с неё были осуществлены 54 запуска. После полета Гагарина эта стартовая площадка получила название “Гагаринский старт“. И поныне эта стартовая площадка является наиболее интенсивно используемой на Байконуре: с нее произведено 602 запуска (38% всех запусков с космодрома на орбиту). С этой площади запущены большинство пилотируемых и грузовых кораблей по пилотируемым программам, а так же первые лунные зонды. Одна из самых крупных катастроф на площадке произошла 26 сентября 1983 года, когда за 48 секунд до старта произошло возгорание РН с пилотируемым кораблем Союз Т-10. Жизни космонавтов удалось спасти с помощью системы аварийного спасения, а восстановление разрушенной площадки заняло почти два года (следующий старт с неё был произведен лишь 6 июня 1983 года – запуск Союз Т-13).

Необходимость бесперебойной работы космодрома на случай аварийных запусков (так из 54 первых запусков РН семейства Р-7 22 были неудачными), а так же потребность в парных запусках космических кораблей и межпланетных станций привела к строительству на Байконуре аналогичного стартового комплекса, получившего название площадка №31 (расположена слева от площадки номер 1). В связи с опытом эксплуатации площадки №1 этот комплекс решили сделать в 2 раза меньше. С 14 января 1961 года по нынешнее время с неё произведено 207 запусков, в том числе несколько пилотируемых.

Первая советская МБР оказалась крайне неэффективной для использования в военных целях. Сооружение каждой наземной пусковой установки обходилось в 5% ежегодного советского военного бюджета, а подготовка к запуску занимала 12 часов. Охлаждаемое ракетное топливо – жидкий кислород, не позволяло ракете находиться в боевой готовности больше месяца. По этим причинам Р-7 уже в начале 60х годов сменили ракеты шахтного базирования, работающие на высококипящем ракетном топливе. С другой стороны РН созданные на базе Р-7 стали самыми часто используемыми для запусков спутников за всю историю космонавтики: к настоящему времени произведено 1877 запусков таких РН (около половины всех мировых запусков в космос). Высокая надежность этой РН (за все время было лишь около ста неудачных запусков ракет этого семейства) привели к тому, что сейчас эта РН используется на четырех космодромах мира (Байконур, Плесецк, Куру и Восточный).

Необходимость испытания новых МБР привела к появлению на Байконуре новых стартовых площадок: №41, 51, 70, 75 и 90. Первая из них стала известна благодаря катастрофе, которая случилась 24 октября 1960 года. В этот день должен был состояться первый запуск новой МБР Р16, работающей на высококипящем топливе. За полчаса до старта неожиданно включились двигатели второй ступени, что привело к взрыву ракеты, уничтожению стартового комплекса и гибели 78 человек, включая маршала М. И. Неделина. Несмотря на страшную катастрофу уже 2 февраля 1961 года состоялся новый пуск ракеты Р16 со стартовой площадки №43. Позже 41 площадка была расширена до 6 пусковых устройств, три из которых являлись шахтными. В январе 1962 года на Байконуре был произведен первый запуск Р-16 из шахты, а в мае 1963 года для руководства стран Восточной Европы был продемонстрирован тройной запуск Р16 из трех разных шахт. Р16 стала первой массовой советской МБР, до 1965 года было построено почти две сотни пусковых установок Р16 наземного и шахтного базирования. Всего выполнено более трех сотен запусков Р16 (91% из них успешные), из которых 120 были произведены со стартовых площадок № 41, 43, 60/6, 60/7 и 60/8 Байконура. С 60-ой площадки был произведен первый пуск версии Р16У в шахтном варианте. После завершения испытаний Р16 пусковая площадка 41/15 использовалась для 12 космических запусков РН “Космос-3“ низкоорбитальных спутников связи “Стрела”, а так же двух суборбитальных запусков возвращаемых аппаратов (1964-1968 годы). РН “Космос-3” является модификацией баллистической ракеты средней дальности Р14.

Стартовые площадки №51, 70 и 75 использовались для испытания ещё одной советской МБР – Р9А “Десна”. Первая из этих стартовых площадок находилась всего в 400 метрах от стартовой площадки №1. На второй стартовой площадке для этой цели использовалось сразу три шахтных пусковых устройства (под номерами 12-14). Всего с этих стартовых площадок было произведено 69 испытательных и эксплуатационных запусков Р9А. 24 октября 1963 года при подготовке очередной ракеты к запуску в шахте площадки №70 произошел пожар, который привел к гибели 8 человек. Так как новая катастрофа произошла через 3 года после взрыва Р-16, то было решено больше не проводить запуски на Байконуре 24 октября. Позже все три площадки были использованы для размещения ракет на боевом дежурстве в 1965-1971 годах. В 70-ые годы 70-ая площадка была просто оставлена, охрана снята, в таком состоянии она и сейчас. Кабели и трубы выкопаны, металл срезан, зашитные устройства открыты, а 75-ой площадки демонтированы. В последствие 75 площадка использовалась для Р36М и УР-100НУ.

В 1965 году начались испытания первой МБР второго поколения УР-100. 19 апреля 1965 года был произведен запуск с наземной установки, для продолжения испытаний было построено 10 шахт глубиной по 32 метра (стартовые площадки 130/26,130/27, 131,132, 170-174, 175/2, 175/58, 176-182). На 130 площадке (собачий старт) только две НПУ для испытаний УР-100. Рядом 174 площадка, ШПУ, а площадка №131 состояла из трех шахтных пусковых установок. Первый пуск из шахты состоялся 17 июля 1965 года. К 27 октября 1966 года было совершенно 60 испытательных пусков. УР-100 стала самой массовой советской МБР: к 1971 году было развернуто 940 шахтных установок. Площадки 170-175/2 и 176-179 стояли в 1966-1970 годах на боевом дежурстве. С 23 июля 1969 года на Байконуре начались испытания модифицированной ракеты УР-100М. На базе ракеты МР-УР-100 УТТХ была создана командная ракета системы “Периметр“. Её испытательные запуски проходили на экспериментальных шахтных пусковых установках на площадках № 176 и 181: в 1979-1982 годах было осуществлено 7 испытательных пусков. Площадки номер 130, 170, 172-174, 176-177 были взорваны в основном в восьмидесятые годы. Но, например, 171 площадка не была взорвана и стояла с закрытым ЗУ до конца 91 года, а может и позже. Последние испытательные пуски МБР семейства УР-100 (УР-100НУ) были выполнены с Байконура в 2011 году. На базе этих МБР были созданы конверсионные РН “Рокот” и “Стрела“. 20 ноября 1990 года были произведены успешные пуски “Рокота” с 131 площадки по суборбитальной траектории, в соответствии с программой ЛКИ. В 1994 году с этой же площадки был запущен радиолюбительский спутник RS-28. Та же площадка была использована в 2003-2014 годах для трех запусков спутников с помощью другой конверсионной РН “Стрела”.

Площадка №90 была построена для испытаний другой советской МБР УР-200. Эта площадка состояла из двух пусковых установок. По ряду причин после 9 испытательных запусков УР-200 в 1963-1964 годах (один из них был неудачным), УР-200 не была принята на вооружение, однако площадка №90 начала в дальнейшем широко использоваться для запусков спутников РН “Циклон-2“. Среди запущенных спутников в космос выводилось и советское противоспутниковое оружие. Всего с 90 площадки было произведено 124 запусков (последний из них 2006 году).

Семейство тяжелых МБР Р-36 стало основой советских ядерных сил. Для его испытания на Байконуре была построена наземная пусковая площадка под №67, состоящая из двух пусковых установок (67/1 и 67/2) и девять шахтных установок (по три на стартовой площадке №142, по две на стартовой площадке №80, и по одной на стартовых площадках №69, 102, 140, 141). В 1963-1966 годах было произведено 85 испытательных пусков с 14 неудачными запусками. С целью создания МБР с неограниченным радиусом действия позже была создана орбитальная модификация Р-36: Р-36орб. Для испытания орбитальной модификации в 1965-1967 годах были осуществлены 19 запусков (из них 4 неудачных) со стартовых площадок 67/21, 67/22, 161/35, 162/36, 191/66. После этого на Байконуре было развернуто 18 ракет этого типа шахтного базирования, которые находились на боевом дежурстве до 1983 года. Первые шесть ракет Р-36орб встали на боевое дежурство с 1969 года на площадках 160-165, затем в 1970 году было введено в эксплуатацию еще 6 подземных установок с этими ракетами на площадках 191-196, и наконец, в 1971 году к боевому дежурству присоединились последние ракеты на площадках 241-246. По условиям договора ОСВ-2 12 из 18 шахт с Р-36орб были ликвидированы, а 6 оставлены для испытаний новых МБР. В этот период с Байконура было произведено еще 4 запуска данного типа ракет. После начала испытаний варианта ракеты с тремя разделяющимися боеголовками Р-36П всего было произведено 146 пусков всех модификаций. Три пусковые шахты площадки №142 использовались для 70 запусков Р-36 до 1975 года и в дальнейшем не использовались, а площадки 102, 140 и 141 использовались до 90х годов 20 века для испытаний новых модификаций Р-36: Р-36М, Р-36М УТТХ и Р-36М2. Кроме того для испытаний этих же модификаций Р-36 в 1970-1973 годах построены одиночные шахтные пусковые установки на площадках №101, 103-109. Пусковая установка 101 площадки была выведена из строя во время первого (неудачного) запуска новой ракеты Р-36М2 21 марта 1986 года. После 90х годов 20 века было решено оставить для эксплуатации только пусковые установки на площадках 104 и 109 с целью запусков конверсионной ракеты “Днепр“. По данным журнала НК в 90х годах 20 века были взорваны все шахтные пусковые установки, построенные для испытания Р-36 кроме 106, 108 и 109 (в последнем случае установка не была уничтожена из-за близкого расположения пусковых установок на площадках 108 и 109). В 1999-2010 годах с площадки 109/95 было произведено 12 запусков на орбиту, но затем подобные запуски начали производиться с космодрома Ясный в Оренбургской области. В общей сложности с Байконура с 1963 по 2013 годы было произведено 361 запусков МБР семейства Р-36.

Все вышеперечисленные ракеты, запускаемые с Байконура, являются жидкотопливными. Однако иногда с Байконура производились запуски и твердотопливных ракет. 25 июня 1966 года был произведен показательный запуск с Байконура тактической ракеты “Темп-С” мобильного базирования с дальностью в 900 км для демонстрации президенту Франции (операция “Пальма-2“). В 1971 году так же на Байконуре было запущено ещё две ракеты ТР-1 самоходного комплекса “Темп-С“ в ходе эксперимента “Свинец”. Этот эксперимент заключался в фиксировании космонавтами с орбиты теплового излучения стартующих ракет с целью разработки противоракетных технологий. Запуски производились севернее площадки №44 с ИП-2.

Советский космодром для тяжелых космических носителей

Как говорилось выше, Байконур являлся испытательным полигоном для наиболее мощных советских межконтинентальных ракет (в последние годы Россия проводит подобные испытания в Оренбургской области, Плесецке и Капустином Яре, так как российские военные покинули космодром в 2009 году, что сделало Байконур полностью гражданским). Одновременно космодром являлся до недавнего времени единственным российским космодромом для запуска тяжелых ракет космического назначения. В середине 60х годов на площадке 81 было построено два стартовых комплекса под тяжелую ракету “Протон“. Расширение потребности в подобных запусках привело к тому, что в конце 70х годов на площадке 200 было построены две дополнительных стартовых установки под эти ракеты. К настоящему времени произведено 416 запусков “Протонов” (из них 51 были неудачными). “Протоны“ выводили в космос все орбитальные советские и российские пилотируемые станции и их модули, тяжелые АМС для исследования Луны, Венеры, Марса и кометы Галлея. В то же время “Протоны” используют токсичное ракетное топливо, в связи, с чем планируется их замена на экологически чистую ракету семейства “Ангара“. Создание семейства новых ракет заняло очень много времени, поэтому Казахстан регулярно прерывал запуски РН “Протон” после их неоднократных аварий. С отравлением парами топлива ракеты связывают преждевременную смерть главы Роскосмоса В.А. Поповкина. Сокращение финансирования космических программ привело к текущей консервации некоторых пусковых установок площадок. Давно не работает 200 правая. Стартовые механизмы демонтированы. 200 левая работает. Последнюю предлагалось наравне с 250-ой площадкой переоборудовать под новую ракету “Ангара”. Проект использования экологически чистых ракет на Байконуре получил название Байтерек. В связи с большими задержками в осуществлении программы создания РН “Ангара” сейчас перспективной ракетой называется “Зенит“ или модернизированная версия РН “Союз“: “Союз-5”.

Лунная гонка в 60х годах потребовала построить на Байконуре и стартовые комплексы сверхтяжелых ракет Н1.На площадке 110 было создано две пусковых установки для гигантской ракеты. Огромную ракету диаметром в 17 метров собирали на космодроме (112 площадка) в огромном ангаре высотой в 56 метров с длиной и шириной в 240 на 120 метров, и транспортировали к месту запуска по двум параллельным железнодорожным путям, расстояние между которыми составляло 18 метров. Первые два запуска Н-1 были проведены с правой пусковой установки и оказались неудачными. Если в первом запуске обломки ракеты упали в 52 км от места старта, то во втором пуске падение огромной ракеты на свою стартовую площадку с высоты в 100 метров привело к повреждению и левой пусковой установки. Мощность этого взрыва оценивается в 1-7 килотонн, тем самым не исключено что он стал самым мощным неядерным взрывом в истории. Уничтоженная правая пусковая установка больше никогда не использовалась, а третий запуск Н1 с левой пусковой установки произошел лишь через два года. В третьем пуске ракета упала в 16 км от места старта, образовав воронку диаметром 45 метров и глубиной 15 метров, не долетев всего 5 км до стартовой площадки 31. Четвертый пуск Н1 стал самым успешным, так как ракета смогла совершить нормальный полет вплоть до этапа разделения первой и второй ступеней. Хотя программа создания и испытания Н1 была строго засекречена, утаить от Запада огромную ракету было невозможно.







Одна ракета Н1 стоила около 10 миллионов рублей тех лет, что соответствовало стоимости 10 ракет типа “Союз“. Построенная инфраструктура позже была использована для создания новой сверхтяжелой советской ракеты для запусков тяжелых спутников и многоразового космического корабля “Буран”.

Первый запуск “Энергии“ был произведен в 1987 году с нового стартового комплекса 250-ой площадки. В этом запуске ракета попыталась вывести макет боевой космической станции “Полюс“.

После этого стартовая площадка номер 250 больше никогда не использовалась, хотя существуют планы запусков с нее ракеты “Ангара”. Второй и последний запуск “Энергии“ был проведен с бывшего стартового комплекса ракеты Н1.

Этот запуск стал полностью успешным, в ходе него на орбиту был запущен космический корабль “Буран“. Для обеспечения посадки “Бурана” на космодроме была построена отдельная взлетно-посадочная полоса длиной в 4.5 км и шириной в 84 метра.

Наработки, полученные при создании “Энергии“ позволили создать ракету среднего класса “Зенит“. Для её запусков было построено два стартовых комплекса на 45 площадке. С 1985 по 2015 годы с них было запущено 45 “Зенитов”. В то же время вторая пусковая установка 45 площадки смогла запустить только 2 ракеты в 1990 году, так как она была разрушена после аварии случившейся во время второго пуска. Эта пусковая установка так и не была восстановлена, а сейчас в связи с тяжелой экономической ситуацией на Украине и само производство “Зенитов” оказалось под вопросом. Кроме того существуют планы использования пусковых установок “Зенитов” для разрабатываемой российской ракеты “Союз-5“.




Close