Операторы: - (вычитание ), + (сложение ), * (умножение ) и / (деление ) работают точно так же, как и арифметические действия в математике. Оператор % (деление с остатком ) возвращает остаток от деления первого операнда на второй. Результат деления с остатком будет иметь тот же знак, что и первый операнд:

Alert(10 + 2); // 12 alert(10 - 2); // 8 alert(10 * 2); // 20 alert(10 / 2); // 5 alert(5 % 2); // 1 alert(-5 % 2); // -1

Оператор ** (возведение в степень ) имеет два операнда. Первый операнд является основанием степени, второй операнд - показателем степени, в результате оператор возвращает основание, возведённое в указанную степень:

2 ** 4; // 16

Все математические операторы преобразуют операнды по тем же правилам, что и функция Number() .

Унарные + (плюс) и - (минус)

Оператор + (унарный плюс ) преобразует значение своего операнда в число и возвращает преобразованное значение. При использовании с числовым операндом он не выполняет никаких действий:

Var x = +"5";

Оператор - (унарный минус ) преобразует значение своего операнда в число, если это необходимо, и затем делает число отрицательным:

Var x = -5 + 3;

Унарные плюс и минус преобразуют операнды по тем же правилам, что и функция Number() .

Инкремент и декремент

Оператор ++ (инкремент ) увеличивает значение своего операнда на единицу. Если значение операнда не является числом, оператор автоматически преобразует его в число, увеличивает на единицу и возвращает результат, который присваивается обратно операнду.

Инкремент имеет две формы - постфиксную (оператор ставится после операнда) и префиксную (оператор ставится перед операндом). Если он используется в постфиксной форме, то сначала возвращается исходное значение операнда, и только затем значение операнда увеличивается на единицу.

Тип данных строка (string) используется для представления текста. Соответственно, значениями типа string является текст. Любой текст в JavaScript является строкой.

Кавычки

Строки в JavaScript должны быть заключены в кавычки. В JavaScript существует три вида кавычек: двойные (" "), одинарные (" ") и обратные (` `):

"Строка в двойных кавычках" "Строка в одинарных кавычках" `Строка в обратных кавычках`

Вид кавычек в начале и конце строки должен совпадать.

Строки могут состоять из нуля и более символов:

"" // Пустая строка "Строка" // Не пустая строка

Строки с двойными и одинарными кавычками ничем не отличаются между собой по функционалу - они могут содержать лишь текст и управляющие последовательности. А вот строки с обратными кавычками имеют более широкий функционал. Такие строки могут содержать так называемые подстановки , обозначаемые знаком доллара и фигурными скобками ${выражение} . Подстановки могут содержать любые произвольные выражения:

Let стр = "Мир!"; let стр2 = `Привет, ${стр}`; // Использование переменной в строке alert(стр2); // Привет, Мир! alert(`2 + 3 = ${2 + 3}.`); // 2 + 3 = 5.

Выражение, расположенное в подстановке (${...}) вычисляется, и его результат становится частью строки.

Строки в обратных кавычках могут занимать более одной строки, сохраняя все пробельные символы:

Let числа = `Числа: 1 2`; alert(числа); // Числа: // 1 // 2

Строки с обратными кавычками называются строками-шаблонами или шаблонными литералами .

Строки, заключённые в одни кавычки, могут содержать другие кавычки:

"одинарные "кавычки" и `обратные` внутри двойных" "а здесь "так" и `так`!" `а здесь "так" и "так"!`

Для удобства, большие строковые литералы можно разбивать на несколько строк, заканчивая каждую строку, кроме последней, символом \ :

Alert("это всё одна \ длинная \ строка"); // это всё одна длинная строка alert("это всё одна \ длинная \ строка"); // это всё одна длинная строка alert(`это всё одна \ длинная \ строка`); // это всё одна длинная строка

Кодировка символов строки

Вне зависимости от того, какая кодировка установлена для страницы, в JavaScript для строк всегда используется кодировка UTF-16.

В JavaScript строка - это неизменяемая, упорядоченная последовательность 16-битных значений, каждое из которых представляет символ Unicode. Для представления символов Unicode в JavaScript используется кодировка UTF-16. Символы включают в себя буквы, цифры, знаки пунктуации, специальные символы и пробельные символы.

Длина строки

Длина строки - это количество 16-битных значений (а не самих символов), содержащихся в ней. Длину строки содержит свойство length:

Alert("Привет".length); // 6

Символы, кодовые пункты которых не умещаются в 16 бит, обрабатываются в соответствии с правилами кодировки UTF-16 как последовательности из двух 16-битных значений. Это означает, что строка, имеющая длину, равную 2 (два 16-битных значения), на деле может представлять единственный символ:

Alert("a".length); // 1 alert("𝑒".length); // 2

Нумерация и доступ к символам строки

Как уже было сказано, строка представляет собой упорядоченную последовательность 16-битных значений, каждому из которых соответствует определённый символ. Нумерация 16-битных значений в строке начинается с нуля, т. е. первое 16-битное значение находится под индексом 0, второе - под индексом 1 и т. д. Индекс - это порядковый номер.

Получить символ строки (состоящий из одного 16-битного значения) можно с помощью индекса, заключённого в квадратные скобки [индекс] :

Let стр = "Привет"; alert(стр); // П alert(стр); // В

Чтобы с помощью индексов обратиться к символу, состоящему из двух 16-битных значений, нужно, используя конкатенацию, написать эти индексы так, чтобы в результате получилась последовательность из двух 16-битных значений:

Let стр = "𝑒"; alert(стр + стр); // "𝑒"

Строки неизменяемые

В JavaScript строки неизменяемые. Это значит, что в уже существующей строке нельзя менять никакие символы или добавлять в неё что-то новое.

Так как строки неизменяемые, то методы, используемые для работы со строками, возвращают новые строки, а не изменяют ту строку, относительно которой они были вызваны:

Let стр = "Привет!"; alert(стр.toUpperCase()); // "HELLO" - новое возвращаемое методом значение alert(стр); // "hello" - первоначальная строка не изменена

Чтобы изменить строку, можно создать новую строку и записать её в ту же самую переменную вместо старой строки:

Let стр = "Строка"; стр = стр.toUpperCase(); alert(стр); // "СТРОКА"

Управляющие последовательности

В строковых литералах можно использовать управляющие последовательности. Управляющая последовательность - это последовательность, состоящая из обычных символов, которая обозначает символ, не представимый внутри строки другими способами. Управляющие последовательности предназначены для форматирования вывода текстового содержимого.

В таблице ниже представлены управляющие последовательности:

Последовательность Значение
\0 Символ NUL - пустой символ ("\u0000").
\t Горизонтальная табуляция ("\u0009").
\n Перевод на новую строку ("\u000A").
\b Возврат на одну позицию - то, что происходит при нажатии на клавишу backspace ("\u0008").
\r Возврат каретки ("\u000D").
\f Перевод страницы - очистка страницы ("\u000C").
\v Вертикальная табуляция ("\u000B").
\" Двойная кавычка ("\u0022").
\" Одинарная кавычка ("\u0027").
\\ Обратный слэш ("\u005C").
\xNN Номер символа из набора символов ISO Latin-1, заданный двумя шестнадцатеричными цифрами (N - шестнадцатеричная цифра 0-F). Например, "\x41" (это код буквы "A").
\uNNNN Номер символа из набора символов Unicode, заданный четырьмя шестнадцатеричными цифрами (N - шестнадцатеричная цифра 0-F). Например, "\u0041" (это код буквы "A"s).

Управляющие последовательности могут находиться в любом месте строки:

Alert("Греческая буква сигма: \u03a3."); // Греческая буква сигма: Σ. alert("Многострочная\nстрока") // Многострочная // строка alert("внутри используются \"двойные\" кавычки"); // внутри используются "двойные" кавычки

Если символ \ предшествует любому символу, отличному от приведённых в таблице, то он просто игнорируется интерпретатором:

Alert("\k"); // "k"

Символы Unicode, указываемые с помощью управляющей последовательности, можно использовать не только внутри строковых литералов, но и в идентификаторах:

Let a\u03a3 = 5; alert(a\u03a3); // 5

Конкатенация

Конкатенация - это объединение двух или более строк в одну большую. Объединение происходит с помощью оператора + (плюс). При конкатенации каждая последующая строка добавляется в конец предыдущей:

Var str1 = "Hello "; var str2 = "World!"; document.write(str1 + str2 + "
"); // "Hello World!" document.write(str1 + "World!"); Попробовать »

Значение любого типа, которое объединяется со строкой, будет неявно (автоматически) преобразовано в строку и далее будет произведена конкатенация.

Var str1 = "Hello "; alert(str1 + 1); // "Hello 1" alert(true + str1); // "trueHello" alert(str1 + NaN); // "Hello NaN"

Листинг 1.9 представляет html-код, в котором заданы два числа (1 и 2), знак операции (+), форма с кнопкой «Посчитать» и текстовым полем для отображения введённых значений. Необходимо реализовать операции сложения соответствующих значений (Листинг 1.10).

Листинг 1.9. Файл 1.html

  • Случайная фраза
  • Сложение чисел


  • 1
  • 2
  • +
  • Посчитать
  • Форма представляет собой одно текстовое поле для вывода значений. Для организации символов «1», «2, «+» , использовались теги (можно было использовать другие теги, например или кнопки), а кнопка - для вывода окончательного результата. В контейнерах задано событие onClick , которое вызывает функцию addition(…) , передавая в JS-скрипт в качестве параметра соответствующее значение (1, 2, +). Кнопка с id="ok" вызывает функцию press_button() , которая не имеет параметров. В этой функции происходит подсчёт и вывод результата обратно в окно.

    Листинг 1.10. Файл my_script.js

  • function addition(value) {
  • document.getElementById("answer").value += value;
  • function press_button() {
  • var answer = 0;
  • var equation = document.getElementById("answer").value;
  • numbers = equation.split("+");
  • for (i in numbers)
  • if (numbers[i] != "") answer += parseInt(numbers[i]);
  • Первая функция в Листинге 1.10 вносит в текстовое поле формы значение «1», «2» или «+», в соответствии с тем, какой тег был нажат.

    Вторая функция, считывает из текстового поля с id="answer" значение атрибута value и присваивает это значение переменной equation . Это строка, которая содержит в себе n символов. Например, возможна запись ""1+2+1"" или ""1212+1121+1++2"".

    Поскольку мы заранее знаем, что используется операция сложения, знак «+» используется как разделитель строки на массив чисел. Для этого используется функция .split("+") . Переменная numbers содержит в себе эти значения.

    Теперь необходимо пробежаться по массиву и сложить все элементы. Для этого используется цикл for (i in numbers){…} . Однако здесь есть два важных момента, которые необходимо учесть при сложении.

    Во-первых, массив numbers содержит строковые значение. Если использовать операцию «+» для строковых значений произойдёт слияние элементов в одну строку. Мы же хотим получить ответ сложения чисел. Поэтому необходимо преобразовать строковые значения в числовые. Для этого используется функция parseInt (numbers[i]) . В неё передаётся элемент массива с номером = i.

    Во-вторых, пользователь может изначально задать неправильную строку. Например, ""1212+1121+1++2"". В этом случае при использовании функции.split("+") будут получены не только числа, но и пустые значения. Пустые значения нужно отбросить. Для этого используется условие if (numbers[i] != "") .

    Наконец, для подсчёта результатов была введена переменная var answer , изначально равная 0. К ней в цикле прибавляются значения на каждом шаге итерации. Затем, это значение возвращается обратно в текстовое поле document.getElementById("answer").value = answer.

    Функции function addition(value) и press_button() хороши тем, что они подходят для сложения любых целых чисел. Можно задать все числа диапазона в тегах и обработать событие onClick() . Или позволить ввод в текстовое поле с id="answer" и запретить ввод букв.

    Функция press_button() (в таком виде, как она написана сейчас) не подходит для обработки всех операций с числами. Поскольку функция split расщепляет строку только по одному значению.

    Чтобы реализовать обработку других арифметических операций, можно, например, складывать два первых вводимых числа, анализируя знак между ними. Т.е. не дожидаясь нажатия кнопки «Посчитать», обрабатывать вводимые значения и выводить промежуточный результат (Листинг 1.11, 1.12).

    Листинг 1.11. Файл 1.html

  • Случайная фраза
  • Сложение чисел


  • 1
  • 2
  • +
  • Посчитать
  • Обратите внимание, что в данном случае (Листинг 1.11) все значения передаются в функцию press_button() .

    Листинг 1.12. Файл my_script.js

  • var number = "";
  • var answer = 0;
  • function press_button(value) {
  • if (value == "1" || value == "2")
  • number += value;
  • document.getElementById("answer").value = number;
  • else if (value == "+")
  • if (number != "")
  • answer += parseInt(number);
  • number = "";
  • document.getElementById("answer").value = answer;
  • else if (value =="ok")
  • if (number =="") answer = document.getElementById("answer").value;
  • else answer += parseInt(number);
  • document.getElementById("answer").value = answer;
  • answer = 0;
  • number = "";
  • В функции press_button(value) происходит анализ переданного значения. Если это значение число (1 или 2), тогда последовательность вводится в текстовое поле.

    Если переданное значение – знак «+», введённое до этого число прибавляется к ответу (answer += parseInt(number); ), введённая строка обнуляется: number = "";, ответ выводится в текстовое поле. Эти действия происходят только в том случае, если number != "", т.е. если перед вводом знака «+» было введено некоторое число.

    Если переданное значение – слово «ok», снова происходит сравнение «было ли перед этим введено число». Если нет, тогда значение текстового поля не изменяется. Если число было введено, тогда происходит суммирование и вывод результата. Поскольку нажатие на кнопку не предполагает дальнейшего суммирование, ответ вновь принимает значение 0.

    Доброго времени суток всем, кто читает данную статью. Сегодня я во всех подробностях расскажу про сложение в JavaScript. А если точнее, то мы разберем с вами, как производится сложение простых чисел, строковых переменных и массивов, в чем разница между унарными и бинарными операторами, какие существуют приоритеты операций, а также что под собой подразумевают инкремент и декремент.

    Давайте приступим!

    Разберемся с терминами

    В самом начале данной статьи я хочу, чтоб вы разобрали основные термины в языках программирования, связанные с вычислениями. Возможно, большинство из вас уже давненько оперирует ими. И это отлично.

    Итак, стоит знать, что обозначают такие термины, как операнд, унарный и бинарный оператор.

    Операндом называется тот элемент, к которому применяются некоторые операторы. Так, например, в записи «15 — 38» оператором выступает знак «минус», а операндами являются числа 15 и 38.

    А что же такое унарный или бинарный оператор? Тут также все просто. Унарный (от слова «уно», что означает «один») применяется только к одному элементу. К примеру, -7. В этом случае «минус» — это унарный оператор. А бинарный (уже понятно, что означает «два») работает с двумя объектами. Здесь можно в качестве примера привести «12*701».

    «У меня есть приоритеты! Поэтому плевал я на ваш порядок!»

    Уверен, что всем известно о приоритетах выполнения арифметических операций. Однако с изучением языков программирования и конкретно в этот перечень добавляются и другие их виды. Всего существует 20 уровней, начиная с 0 и заканчивая 19.

    В таблице, прикрепленной ниже, я перечислил несколько операторов в порядке их важности.

    Если для решения какой-то задачи вам необходимо узнать и о других операторах, то перейдите на полную таблицу, представленную по ссылке.

    Инкремент и декремент

    Начнем разбор по приоритетам. Наиболее частыми операциями в JavaScript, как и в других языках программирования, являются названные в заголовке текущей главы. Их используют для уменьшения или увеличения значения конкретного элемента на единицу.

    Существует два вида как инкремента, так и декремента: постфиксный и префиксный. При чем первый тип имеет приоритет 16, а второй – 15.

    Разница их состоит в том, в какой момент идет изменение числа. Так, префиксные типы увеличивают или уменьшают значение сразу. Поэтому если в строке будет указано:

    то при запуске программы отобразится 2. В то время как при использовании постфиксных операторов после запуска кода

    выведется 1.

    Рассмотрим пример, который достаточно часто дают в тестах или на собеседованиях. Вам нужно сказать, что отобразится на экране при первом и втором выводах.

    1 2 "use strict"; 3 var i = 3; 4 i--; // короткая и удобная запись для i = i - 1. 5 alert(++i + i++); // i=? 6 alert(i);// i=? 7

    А теперь давайте разберем. В четвертой строке указано уменьшение i на единицу. Изменения вступят в силу при выполнении следующей строки программы. Поэтому во время вызова alert переменная i будет равна 2.

    Префиксный инкремент сразу увеличивает значение на 1, а постфиксный вступает в силу на следующей строке. В итоге получим запись «3+3», а значит и в диалоговом окне выведется 6.

    На следующей строке увеличение сработало и поэтому отобразится 4.

    Что-то новенькое при сложении элементов

    В JS складывать можно не только числа, а еще и другие типы переменных: строки, и т.д. В качестве примера ознакомьтесь с частью программы.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

    function myFunction() { var a=3, b=7; var str1="Hi, ", str2="friend!"; var c = a+b; var str = str1+str2; var mix = str1+a; alert(c+"\n"+str+"\n"+mix); //выведет: 10 // Hi, friend! // Hi, 3 }

    Во втором и третьем случае сложения происходит конкатенация строк, т.е. соединение их в одну. Вот тут и возникают проблемы у начинающих разработчиков.

    Допустим вы вытащили определенное значение, которое является строковым var str1="10"; и при этом вам его надо суммировать с числом var a=3; . Если будет произведена операция var mix = str1+ a; , то при выводе alert (mix); на экране появится «103». Чтобы этого не было, текстовую переменную нужно конвертировать следующим образом:

    var mix = parseInt (str1, 10)+a;. //ответ: 13

    Перейдем к массивам. В скриптовом языке существует функция, которая объединяет несколько массивов в один. Это concat.

    var numbers1 = ; var numbers2 = ; // получается массив ; var nums = numbers1.concat(numbers2); alert(nums);

    Если же необходимо просуммировать все элементы массива, то здесь вас спасут только циклы.

    1 2 3 4 var res=0; for (var i=0; i