3.3K

Вывод сообщений пользователю - довольно распространенное действие, которое должно выполнять веб-приложение. Оно может происходить при обработке форм, это могут быть сообщения об ошибках, а также сообщения, которые говорят, что надо зарегистрироваться, когда пользователь пытается получить доступ к ограниченной части сайта, и во многих других случаях.

Очень часто создание и вывод сообщений разнесены по разным HTTP-запросам. Как правило, удобно бывает использовать редирект после обработки форм (чтобы избежать проблем с кнопками Back и Refresh), но в то же время естественный момент для создания сообщения - это именно момент обработки форм и совершения действий, ему сопутствующих. Почему? Представьте, что текст сообщения должен выглядеть примерно так: "Количество заказываемых единиц товара ‘Коврик для мыши’ успешно изменено с 7 до 12". После редиректа, возможно, на совершенно другую с точки зрения функциональности страницу, это будет лишняя головная - определить, что же было совершено до этого.

Чаще всего сообщения выводят именно в POST-запросе, который занимается обработкой формы - это нехорошо, надписи "эта страница устарела" портят жизнь (когда пользователю вздумается попробовать кнопку Back).

Кто-то использует редирект, махнув рукой на дружелюбные сообщения.

В то же время имеется простой и очевидный способ сделать жизнь лучше. Несмотря на очевидность, мне почему-то не приходилось видеть, чтобы кто-то его использовал - по крайней мере, когда я смотрел чужие исходники.

Итак, имеем проблему - сообщение должно "жить" в разных запросах. Нам нужен механизм передачи текста сообщения на страницу, которая должна его выводить. Вы уже, наверное, вспомнили про сессии.

Да, вобщем-то вы правы. Прочие способы, например через глобальную переменную, не позволяют сохранить данные в случае, когда используется редирект (замечание Максима Науменко). Плюс еще я обычно делаю так, чтобы каждый экран в приложении имел возможность, наряду с прочей информацией, выводить сообщения, которые были сформированы на предыдущих экранах. Это удобно, потому что не потребуется готовить отдельные экраны для вывода сообщений, а пользователю не придется лишний раз щелкать мышью. Но, правда, здесь надо подумать дизайнеру - выделить область, в которой бы появлялись сообщения.

Идея очень простая, и ее можно реализовать с помощью пары классов.

Первое, что приходит в голову - создать класс Message, который бы, собственно, и представлял собой сообщение на нашей нехитрой схеме классов. Сообщение должно уметь сохранять себя в сессии, а также выводить себя на экран.

class Message { /** * Содержание сообщения. */ var $content; /** * Конструктор для инициализации текста сообщения. * * @param content содержание сообщения */ function Message($content) { $this->content = $content; } /** * Запись сообщения в сессию. */ function send() { $_SESSION["session_messages"] = $this->content; } /** * Вывод сообщения на страницу. */ function toPage() { echo " - " . $this->content . "
"; } }

Для доступа к сессии используется переменная $_SESSION.

Замечу, что $_SESSION - это массив, мы используем всего лишь один элемент этого массива с индексом ‘session_message’.

В данном случае имеем дело с "массивом массивов" - то, что мы храним в элементе ‘session_message’, представляет собой массив, это и есть список передаваемых сообщений (их, конечно, может быть несколько).

Если вы не смогли нащупать нить, самое время освежить в памяти разделы мануала, посвященные сессиям и массивам.

У вас может возникнуть вопрос. А зачем здесь нужны классы? Вполне можно было бы обойтись двумя функциями. Но давайте заглянем дальше. Нам может понадобиться создавать сообщения с различными типами (info, error, warning), определять адресатов сообщений.

Заметьте, что в данный момент в сессию кладется не сам объект, а только текст сообщения. ООП позволяет нам в дальнейшем поменять поведение метода send(), не меняя клиенский код, который обращается к этому методу (например, в будущем в сессию можно записывать полностью объект Message, если в нем будет много полей).

Представим, что мы бы это делали с помощью функций. Наверное, у нас была бы функция message_send($txt), еще была бы функция message_to_page($txt). Теперь надо добавить возможность различного поведения для различных видов сообщений. Вызовы функций меняются: message_send($txt, $kind), message_to_page($txt, $kind). Придется прочесать весь код приложения в поисках таких функций, делая исправления.

Этого можно избежать, заранее предвидя ситуацию, представив сообщение в виде ассоциативного массива: $msg[‘txt’], $msg[‘kind’], тогда в вызовах функций будет только один параметр. Чувствуете, как это стремится превратиться в класс?

Так вот, ООП дает возможность позволить себе роскошь не продумывать все заранее.

Следующий класс - Inbox - как раз для этого и предназначен.

class Inbox { /** * Массив поступивших сообщений. */ var $messages = array(); /** * В конструкторе получаем все поступившие сообщения * и удаляем их из сессии. */ function Inbox() { if (is_array($_SESSION["session_messages"])) { $messages = $_SESSION["session_messages"]; $co = sizeof($messages); for ($i = 0; $i < $co; $i++) { $this->messages = new Message($messages[$i]); } } /* очищаем массив сообщений */ $_SESSION["session_messages"] = array(); } /** * Выводим на страницу содержимое Inbox. */ function toPage() { $co = sizeof($this->messages); if ($co > 0) { echo "Сообщение от системы:
"; } for ($i = 0; $i < $co; $i++) { $this->messages[$i]->ToPage(); } } }

Давайте испытаем нашу систему сообщений.

Создадим очень простой пример, который в ответ на отправку формы будет сообщать количество секунд в текущей минуте.

send(); /* перенаправление на себя же */ header("location:"); } else { $inbox = new Inbox(); $inbox->toPage(); } ?>

Всю работу с массивами и сессиями мы спрятали внутри классов, и конечный код выглядит просто и красиво.

Создайте каталог на веб-сервере, затем создайте в нем эти три файла и попробуйте скрипт в работе. Заметьте, проблем с кнопками Back и Refresh не возникает.

А теперь представьте, что вы создаете сложный портал, где, как правило, на страницах есть несколько блоков, и каждый может содержать внутри себя отдельное приложение.

Здесь мы встречаем два затруднения:

* Хотелось бы, чтобы список сообщений появлялся в определенной части страницы, и вы уже подобрали хорошее местечко для этого.
Проблема в том, что надо запустить команду $inbox->toPage() именно в тот момент, который бы соответствовал положению списка сообщений на странице. Если мы захотим поменять положение этого списка, придется лезть в код, но нехорошо постоянно для этого изменять каркас портала. Наилучшим решением было бы сделать вывод сообщений в виде отдельного модуля, о котором известно лишь только, что его надо подключить к каркасу.
То есть освободиться от строгой последовательности запуска модулей. Действительно, раз результат работы вывода Inbox не зависит от работы системы (на данном шаге - все данные у нас уже есть в сессии), то зачем лишние сложности?
* Чтобы поддерживать внешний вид (дизайн) списка сообщений надо заботиться об HTML-коде, который у нас зашит в методах toPage() классов Message и Inbox. Как правило, придется изменять PHP-код для того, чтобы изменить дизайн.

Чтобы попытаться решить первую проблему, можно создать буфер, в котором бы хранился результат работы вывода Inbox.

Возможно, у нас еще будет несколько похожих (на Inbox) вещей, и надо создать систему буферов. Для того, чтобы не перепутать где чей вывод, мы, наверное придем к именованию буферов. У нас будет где-то храниться последовательность, в соответствии с которой должен происходить вывод буферов - желательно во внешнем файле, чтобы легче было вносить изменения.

Уже эта попытка решения дает нам идею использовать XML как средство хранения промежуточных данных. А использование стилей XSLT поможет справиться и со втором проблемой.

Я не буду останавливаться на том, что такое XML, и что такое XSLT. Если вы не знакомы с этими вещами, zvon.org станет хорошей отправной точкой для изучения.

Идея в том, чтобы в методах toPage() формировать не HTML-код, а XML структуру. Документ страницы будет создаваться в виде стринга с XML-кодом (он будет служить в качестве "буфера"), а на последней стадии работы скрипта мы будем использовать XSL-трансформацию.

Для начала представим себе, что должно являться результатом работы основной части кода.

minute 57 second: 45

Что это такое - догадаться довольно просто - два сообщения и форма. Заметьте, PHP-скрипт должен подготовить только такой стринг - он очень простой. Причем порядок следования основных тегов неважен - можно поставить вначале, например, как будет удобно программисту. Как это реализовать. Можно, почти ничего не меняя, использовать output buffering, вместо HTML-кода выводить XML, а в конце просто захватить вывод в стринг. Но тогда мы потеряем в гибкости - например, хочется иногда выводить отладочную информацию прямо на страницу (с помощью echo). В то же время, разработчики PHP работают над DOM-модулем, который предлагает более продвинутый способ создания и передачи древовидных документов. Если мы захотим внедрить DOM, то придется перекраивать все приложение, изменяя вывод стрингов на создание DOM-элементов. Поэтому я предпочитаю хранить XML-представление объектов внутри самих объектов, последовательно собирая общий XML-документ. Это не так сложно, нужна всего лишь небольшая модификация. Вы увидите, что такой прием не привязан жестко к конкретному способу хранения XML-данных, и это позволит совершить переход к использованию DOM "малой кровью". Прежде всего заметим, что у каждого нашего объекта есть метод toPage(). Эта похожесть должна нас заставить задуматься о том, чтобы ввести новый общий родительский класс. Пусть каждый класс, который способен создавать кусочки XML-документа для страницы, будет наследоваться от класса, который будет заботиться об XML-представлении объекта. Назовем его Outputable.

class Outputable { /** * XML контейнер (стринг). */ var $output = ""; /** * Отдать содержимое контейнера и очистить контейнер. * * @return стринг с XML-данными */ function getOutput() { $out = $this->output; $this->output = ""; return $out; } /** * Добавить порцию к содержимому контейнера. * * @param string добавляемый стринг */ function appendOutput($string) { $this->output .= $string . "n"; } /** * "Абстрактный" метод. */ function toPage() { } }

Метод toPage() сделан пустым - в данном случае он нужен как индикатор того, как должны внешние "матрешки"-классы общаться с внутренним классом. Впрочем, здесь можно было бы предложить реализацию по умолчанию, если бы мы заметили, что есть много объектов, которые одинаково выводят себя на страницу.

Классы Message и Inbox несколько изменятся - теперь оба они должны наследоваться от Outputable, а также изменятся и методы toPage()
Message.php

class Message extends Outputable { /** * Содержание сообщения. */ var $content; /** * Конструктор для инициализации текста сообщения. * * @param content содержание сообщения */ function Message($content) { $this->content = $content; } /** * Запись сообщения в сессию. */ function send() { $_SESSION["session_messages"] = $this->content; } /** * Вывод сообщения на страницу. */ function toPage() { $this->appendOutput("".$this->content.""); } }

class Inbox extends Outputable { /** * Массив поступивших сообщений. */ var $messages = array(); /** * В конструкторе получаем все поступившие сообщения * и удаляем их из сессии. */ function Inbox() { if (is_array($_SESSION["session_messages"])) { $messages = $_SESSION["session_messages"]; $co = sizeof($messages); for ($i = 0; $i < $co; $i++) { $this->messages = new Message($messages[$i]); } } /* очищаем массив сообщений */ $_SESSION["session_messages"] = array(); } /** * Выводим на страницу содержимое Inbox. */ function toPage() { $co = sizeof($this->messages); $this->appendOutput(""); for ($i = 0; $i < $co; $i++) { $this->messages[$i]->toPage(); $this->appendOutput($this->messages[$i]->getOutput()); } $this->appendOutput(""); } }

Изменился способ вывода - теперь вместо непосредственного вывода на страницу внешнее представление до поры до времени хранится в Outputable, который "сидит" в каждом из объектов. Метод appendOutput() служит некоторой заменой конструкции echo(). Чтобы забрать вывод объекта, используется метод getOutput().

Теперь посмотрим, что собой представляет клиентская часть кода, которая будет решать ту же задачу, что и раньше.
index.php

send(); /* текущая секунда */ $msg_sec = new Message("second: " . date("s")); $msg_sec->send(); /* перенаправление на себя же */ header("location:"); exit; } else { /* подготавливаем список сообщений в виде XML */ $inbox = new Inbox(); $inbox->toPage(); $global_content->appendOutput($inbox->getOutput()); } $global_content->appendOutput(""); $xml_string = $global_content->getOutput(); $xh = xslt_create(); $xarg = array(); /* заголовок XML-документа */ $xarg["xml"] = ""."n"; /* тело XML-документа */ $xarg["xml"] .= "" . $xml_string . ""; /* XSL-шаблон */ $xarg["xsl"] = implode("", file("style.xsl")); /* выводим HTML-код - результат XSL-трансформации */ echo xslt_process($xh, "arg:xml", "arg:xsl", NULL, $xarg); /* выводим XML-исходник (debug) */ echo "


" . htmlspecialchars($xml_string) . "
"; ?>

Главное новшество - в объекте $global_content, название которого говорит само за себя. В данном случае он принадлежит классу Outputable, в реальных задачах вы, наверное, создадите отдельный класс для контента страницы.

Если внимательно присмотреться, то содержательная часть скрипта практически не изменилась - тот же inbox, тот же toPage(). Добавлена инструкция, которая содержимое списка сообщений выводит в контент страницы. Для разнообразия теперь генерируется два сообщения.

Для того, чтобы посмотреть на результат, осталось только подготовить XSL-шаблон.
style.xsl

XSLT Example

message

Чего же мы добились?

Прежде всего, можно смелее браться за сложные проекты - обеспечена реальная независимость модулей. Порядок укладки результатов на страницу теперь контролируется с помощью внешнего XSL-шаблона и не зависит от порядка запуска модулей.

Любой модуль, который генерирует XML-данные в качестве результата своей работы, может быть использован в проекте. Кстати, это одно из преимуществ перед template-движками, в которых создание данных заключается в последовательности вызова методов (assign и т.п.) конкретного движка, на которых нет общего стандарта.

Еще одно преимущество - легкость отладки. Если вы запустите скрипт, то заметите, что на каждой странице присутствует debug-вывод - XML-прообраз, который здорово упрощает отладку приложений.

Над чем надо еще подумать - как создавать объекты-сообщения. Не всегда удобно использовать new непосредственно в клиентском коде. Но, пожалуй, это тема для отдельной статьи.

Напоследок, галопом о перспективах:

* всплывающие окна для списка важных сообщений
* "страницы-отправители" и "страницы-адресаты" в сообщениях
* ведение лога сообщений в базе данных
* кнопка "показать историю моих действий"
* статистический анализ действий пользователей в пределах сессий
* "интеллектуальные помощники" в веб-приложениях

Привет сегодня продолжаю рассматривать тему о языке программирования РНР. К этой публикации на блоге уже изложены достаточно материалов касающихся языка РНР.

Поэтому в данной публикации будут изложены материалы которые необходимо знать каждому новичку в веб-дизайне. Статья будет разбита на десять подпунктов, где в каждом пункте будут кратко охарактеризованы важные элементы РНР.

Начнем с самого главного представляющий собой речь РНР. РНР — это язык серверных скриптов которая встраивается в HTML.

РНР является процессором HTML.

Что это значит. Его работа построена следующим образом, прежде чем сервер отдаст файл браузера, его пересмотр процессор интерпретатор. И для того чтобы данное действие выполнялась файлы должны иметь определенное расширение.РНР только тогда они будут обрабатываться процессором.

Перед отправкой страницы код РНР просматривается на сервере и браузеру отдается результат в виде HTML-страницы, которая может сильно отличаться от той которая присутствовала на сервере.

Обычные страницы с расширением.HTML веб-сервер отправляет браузеру без которой нибудь обработки. Скрипты РНР точнее программу написанную на РНР вы встраиваете в готовую HTML-страницу, используя открывающий и закрывающий тег. В отличие от других программ написанных на других языках типа Perl и.т.д.

РНР называют языком серверных скриптов в отличие от JavaScript Vbscript. Которые являются языком клиентских скриптов. Это означает, что РНР-скрипт выполняется на сервере, а клиенту передается результат его работы, тогда как JavaScript полностью передается на клиентскую машину и там выполняется браузером.

1- РНР это часто используемый язык скриптов, которая была разработана в первую очередь для веб-программистов, и предназначена для создания динамических страниц.

2 — Когда РНР анализирует файл, тогда едет чтения содержания до тех пор пока не встретится один из специальных операторов (тег открытия ) После чего продолжается чтение кода. Таким образом РНР можно ввести в любой момент в любой код HTML.

3 — Обязательным правилом создания кода РНР является,

строка должна обязательно закрываться «,»

название функции не чувствительны к регистру (неважно СИЖ использованием больших или маленьких букв)

имена переменных чувствительны к регистру (разница между использованием больших и маленьких букв)

скобки используются двойные «» или одинарные » (использование таких вариантов «» или «» будет ошибкой)

код РНР ограничен одним из следующих Нобору тегу открытия и закрытия

4 — В РНР существует три способа с помощью которых можно вставить комментарии, которые не будут отображаться в браузере, с целью придать необходимую информацию программисту. Все что следует после символов # или // считается комментарием.

5 — Переменные в РНР представляют собой контейнер данных, который имеет имя и которому может быть присвоено значение, которое может меняться несколько раз и может быть сохранено в базе данных.

Имя данных переменной начинается с символа $ а потом с маленькой (a — z) или с большой (A — Z) или с символа «_». Имя переменной не может начинаться с цифры, и имя переменной не мистиь пробелы.

6 — Увеличение числа на единицу называется инкремента, а уменьшение на единицу декремента.

7 — Каждый РНР скрипт представляет собой набур конструкций. Конструкцией может быть присваивания, вызов функции, цикл (повтор кода), сравнение а также конструкция которая ничего не делает (пустой оператор). Конструкция завершается точкой с запятой.

Кроме того конструкции объединяются в блоки заключением их в фигурные скобки. Блок конструкций — это также конструкция.

В программировании РНР-конструкции позволяют определить условие а затем запустить некоторые операции в зависимости от запроса. if. else. elseif. switch.

8 — одной из важных функций РНР является добычи данных из форм HTML и их обработка. Элементы с которыми вы будете работать, когда будете делать добычи такие атрибуты action и меьоды post и get

9 — функция это часть программного кода, названа уникальным именем (с точностью до регистра букв), основное назначение функции это решение определенного задания.

Вызов функции проходит по имени в разных местах программы, позволяет многократно выполнять фрагмент с указанным именем. Конечно что положительный эффект такого решения, в том, что блок кода пишется только раз, а потом меняется по мере необходимости.

10 — Класс является основным понятием объектно-ориентированного программирования. Класс это описание методов и свойств. Класс создается и не используется в программе.

Фреймворк Bootstrap: быстрая адаптивная вёрстка

Пошаговый видеокурс по основам адаптивной верстки в фреймворке Bootstrap.

Научитесь верстать просто, быстро и качественно, используя мощный и практичный инструмент.

Верстайте на заказ и получайте деньги.

Бесплатный курс "Сайт на WordPress"

Хотите освоить CMS WordPress?

Получите уроки по дизайну и верстке сайта на WordPress.

Научитесь работать с темами и нарезать макет.

Бесплатный видеокурс по рисованию дизайна сайта, его верстке и установке на CMS WordPress!

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Назад Вперед

Основы основ PHP: обзор для начинающих

PHP на протяжении многих лет стабильно находится с списке наиболее популярных языков программирования и веб-разработки. Конечно, есть и другие языки, однако повсеместное распространение сайтов на основе движка WordPress во многом послужило дополнительным толчком к еще большему росту популярности данного языка.

Что такое PHP?

PHP расшифровывается как Hypertext PreProcessor (что-то вроде "преобработчик HTML").

Что это означает? Начнем немного издалека: есть два типа языков. Один тип называется "клиентским" , а другой - "серверным" .

Это значит, что клиентские языки работают в браузере каждого конкретного человека . Типичным представителем клиентских языков является JavaScript , о котором Вы наверняка слышали и результат работы которого не раз видели.

Если Вы хотите больше узнать о JavaScript, то ознакомьтесь с материалом .

Все действия и команды, которые мы задаем, скажем, на языке JavaScript, выполняются браузером, что означает, что один и тот же код, написанный нами, обрабатывается в одном случае браузером Internet Explorer, в другом - Firefox, в третьем - Opera, в четвертом - Google Chrome, т.е. тем обозревателем, который использует каждый конкретный человек для просмотра нашей страницы.

Браузер, таким образом, имеет альтернативное название - клиент .

В случае с серверными языками (к которым и относится PHP) мы наблюдаем другую картину.

Наш сайт всегда расположен на каком-либо сервере, т.е. мощном компьютере, специально предназначенном для размещения на нем сайтов многих людей.

Все команды и скрипты, написанные на языке PHP, выполняются именно на сервере , и никак иначе. После того, как PHP-скрипт выполнится на сервере, сервер "отдает" результат своей работы, который мы и видим в браузере.

Здесь важно понимать следующий момент: по исходному коду веб-страницы, который можно посмотреть в любом браузере через опцию вроде "Исходный код страницы" нельзя определить, использовался ли язык PHP для создания данной страницы, или нет.

Невозможно это сделать как раз потому, что PHP-скрипты обрабатываются на сервере, а в браузер передается уже готовый, обработанный вариант. По сути, только HTML-код.

Разница по сравнению с обычными статичными HTML-страницами заключается в одном дополнительном этапе обработки кода.

В случае с HTML-страницей есть только один этап: браузер обрабатывает HTML-код, т.е. разметку страницы в соответствии с определенными правилами, в результате чего мы и видим веб-страницу в нормальном виде.

В случае с PHP-страницей есть два этапа: сначала так называемый PHP-интерпретатор (обработчик) производит выполнение PHP-кода (в результате этого получается простой HTML-код), а после этого уже браузер обрабатывает результат этой обработки, т.е., по сути, выполняется тот самый этап, который является единственным в случае с HTML-страницей.

Вообще PHP прекрасно работает в паре с HTML. Более того, в HTML-код можно делать вставки PHP-кода, а с помощью PHP выводить HTML-разметку. Важно запомнить следующий простой момент: Не имеет значения, насколько сложен Ваш PHP-код, в конечно итоге "на выходе" он станет обычным HTML.

Для чего использовать PHP?

HTML на 100% статичен. Встраивая же в наши страницы PHP-код, мы можем добиться того, чтобы содержимое одной и той же страницы было различно в зависимости от определенных условий (динамические страницы). За долгие годы своего существования язык PHP зарекомендовал себя как великолепное решение для создания динамических веб-сайтов.

Похож ли PHP на другие языки?

Да. PHP похож на ASP.NET, Perl, JavaScript, C#. Возможно, сейчас Вы и не знаете ни одного из них, однако изучение PHP позволит Вам в будущем с большей уверенностью овладевать и другими языками.

Что нужно, чтобы начать?

Для полноценной работы с PHP на Вашем компьютере нужны следующие вещи:

1. Веб-сервер Apache (он используется в большинстве случаев);
2. Система Управления Базами Данных (СУБД) MySQL (в базе данных хранится наполнение сайта);
3. Установленный интерпретатор PHP;
4. Текстовый редактор, в котором Вы будете писать код;
5. Браузер.

Теперь чуть подробнее о первых трех пунктах.

1. Веб-сервер предназначен для имитации на Вашем компьютере того самого сервера, на котором потом будет размещаться Ваш сайт уже на хостинге в Интернет. Это нужно для того, чтобы у себя на компьютере Вы могли писать любые PHP-скрипты и смотреть, как они работают, вносить в них изменения и правки. Одним словом, это необходимо для так называемой отладки.

2. СУБД MySQL нужна для хранения информации, которая будет на Вашем сайте. В случае с HTML-страницами все содержимое сайта находится непосредственно в них. Каждая страница содержит определенный объем информации (контента).

При использовании PHP для целей хранения полезного информационного наполнения сайта используется, как правило, база данных. В подавляющем большинстве случаев это MySQL.

3. Интерпретатор PHP - это своеобразная программа, которая осуществляет обработку PHP-кода на веб-сервере. Без него мы никак не сможем выполнить наши PHP-скрипты и увидеть результат их работы.

Как же установить все эти компоненты на компьютер?

Существует хорошее решение, которое значительно упрощает этот процесс и не требует от Вас никаких знаний в области настройки веб-сервера, MySQL и PHP-интерпретатора.

Это специальный набор Denwer , в который уже включены все три компонента. Он устанавливается на компьютер как обычная программа и готов к работе без предварительных настроек.

Denwer является идеальным решением в подавляющем большинстве случаев, а для новичков он будет и вовсе спасительной палочкой, так как позволяет приступить к разработке сайтов на PHP без необходимости изучать кучу дополнительной информации по настройке веб-сервера, СУБД MySQL и интерпретатора PHP.

Основы

Для того, чтобы сообщить серверу о том, что надо произвести обработку PHP-кода, необходимо использовать следующий синтаксис при добавлении PHP в HTML-документ:

Открытие блока PHP-кода обозначается как ", а закрытие - "?>" . Теперь изменим наш код следующим образом:

Обратите внимание, что в данном примере мы написали все в одну линию. Пробелы и переводы строк не играют здесь роли и не окажут влияния на конечный результат.

В примере мы даем серверу команду echo (команда для вывода информации на экран) и указываем, что мы хотим вывести на экран фразу Это PHP в действии . Каждая команда в PHP отделяется от предыдущей знаком точки с запятой в конце этой команды.

PHP более строг к четкому соблюдению синтаксиса и не простит Вам отсутствие точки с запятой, скобки, кавычки и т.п., как это могло бы быть в случае с HTML. PHP в этом случае выдаст сообщение о синтаксической ошибке, которую нужно исправить и укажет строку, где эта ошибка была допущена.

Кстати, в данном случае мы могли и не использовать точку с запятой в конце команды, так как она у нас в данном случае единственная (команда). Однако лучше всегда придерживаться хороших практик при работе с кодом.

Объявление переменных

Переменная в PHP - это своеобразный контейнер, который может содержать определенную информацию. Для того, чтобы создать такой "контейнер", нам нужно его назвать и указать, что в нем должно "лежать". Делается это с помощью знака "$" , который означает, что мы имеем дело с переменной. Давайте занесем в переменную с именем test фразу Это PHP в действии .

Результат обработки этот кода будет точно таким же, как и в предыдущем примере. На экран просто будет выведена фраза Это PHP в действии . Однако до этого мы напрямую выводили эту фразу, а сейчас занесли эту фразу в переменную test , после чего дали команду вывести на экран уже значение переменной test .

Каким образом мы можем добавить еще какой-нибудь текст или иную информацию для вывода на экран?

Давайте рассмотрим это на следующем примере:

Как Вы видите, после вывода переменной test идет пробел, затем точка, затем снова пробел. После этого открываются кавычки, сначала идет один пробел, а затем - предложение Меня зовут Дмитрий Науменко. , после чего закрываются кавычки.

Давайте пройдем по шагам и посмотрим, что и для чего здесь нужно.

После вывода переменной test мы как бы "прибавляем" к уже существующему выводу дополнительный текст. Делается это с помощью символа точки (.) .

Символ точки означает в PHP сложение , но не сложение чисел, а сложение именно текстовой информации, вроде той, с которой мы и работаем. После точки мы указываем в кавычках, что именно мы хотим добавить к выводу, и пишем новое предложение.

Обратите внимание на то, что после открытия кавычек идет пробел. При выводе на экран он будет сохранен, благодаря чему у нас не сольются наши фразы. Т.е. мы получим вы выходе:
Это PHP в действии. Меня зовут Дмитрий Науменко.

Если же убрать тот пробел, то получится:
Это PHP в действии.Меня зовут Дмитрий Науменко.

Также хочу обратить Ваше внимание на пробелы с двух сторон от точки, производящей сложение. Эти пробелы не играют никакой роли и используются только для наглядности и удобства восприятия. Следующий код выдаст нам точно такой же результат:

Поэтому пишите так, как Вам в данном случае удобнее.

Вставка комментариев в код

Первый вопрос - "Для чего они вообще нужны?"

Нужны комментарии для того, чтобы Вы в своем или чужом коде могли делать пометки, примечания, пояснения и т.п. в ходе работы с кодом. Это сейчас Вам кажется, что все понятно и очевидно. Пока Вы отлично помните, зачем нужна эта переменная и что делает вон та функция.

Пройдет не так много времени и без комментариев Вы едва ли сможете разобраться даже в своем собственном коде, не говоря уже о чужих скриптах. Поэтому грамотное использование комментариев - насущная необходимость.

В PHP используются, как правило, два вида комментариев:

Разумеется, комментарии действуют лишь в пределах блоков PHP-кода и ?> .

Выводим HTML с помощью PHP

Как я уже упоминал ранее, PHP и HTML отлично работают вместе. То, что мы находимся внутри блока PHP-кода, еще не говорит о том, что мы не можем вывести на экран текст в параграфе или в жирном начертании.

Это текст, выделенный жирным."; ?>

Как Вы уже догадались, результатом работы этого кода будет вывод в браузер данной строки в жирном начертании.

Создаем первую функцию

Прежде всего, несколько слов о том, что такое функция.

Функция - это своеобразная мини-программа, которая выполняет некую полезную работу и выдает нам результат.

Функции имеет смысл использовать в тех случаях, когда нужно производить однотипные, шаблонные действия. В этом случае мы пишем такую мини-программу, что значительно уменьшает объем кода и, соответственно, наших усилий.

Синтаксис при создании функции следующий:

Скажем, если мы хотим написать функцию, подсчитывающую сумму чисел 10 и 5, мы можем сделать так:

Мы создаем функцию с именем sum и в ее теле указываем, что она должна вывести на экран сумму чисел 10 и 5. После этого мы вызываем функцию sum . Вызов функции по сути означает ее выполнение.

В данном примере мы не используем никаких аргументов (см. синтаксис функции выше). Что такое аргументы и для чего они нужны, мы рассмотрим непосредственно на примере. Модифицируем тот код, что у нас есть, сделав его более гибким и функциональным:

Теперь при создании функции sum мы указываем в скобках через запятую два аргумента - $slagaemoe1 и $slagaemoe2 . В теле же функции мы складываем и выводим на экран не конкретные цифры, а значения переменных $slagaemoe1 и $slagaemoe2 (т.е. этих самых аргументов).

Теперь нам нужно просто вызвать функцию, при этом передав ей в скобках два аргумента, которые она "ожидает". Мы указываем цифры 10 и 5, в результате чего получаем 15. Передав функции sum другие числа мы, разумеется, получим другой ответ.

Надеюсь, что данный обзор помог Вам понять, что такое PHP и для чего он нужен, какие преимущества он имеет перед статичным HTML и как можно использовать некоторые из его простейших возможностей.

Дмитрий Науменко.

P.S. Хотите двигаться дальше в освоении PHP? Обратите внимание на премиум-уроки по различным аспектам сайтостроения, включая программирование на PHP, а также на бесплатный курс по созданию своей CMS-системы на PHP с нуля. Все это поможет вам быстрее и проще освоить этот мощный язык веб-разработки:

Понравился материал и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями и коллегами!


Предлагаю вашему вниманию краткое руководство по языку PHP для чайников в нескольких частях. Гарантирую, написать свой первый рабочий PHP код вы сможете уже после прочтения этой серии статей (или в процессе чтения). Язык PHP один из самых простых в освоении языков программирования, это серверный (исполняется на стороне сервера) язык сценариев (интерпретируемый язык).

Используется он для создания веб-проектов. Может использоваться прямо в HTML коде. И хотя результат работы скрипта часто выводится непосредственно в браузере клиента, для работы PHP не достаточно только одного браузера. То-есть вам не получится запустить index.php файл прямо в браузере, как вы уже наверняка делали с файлом index.html. Для работы PHP сценариев и веб-страниц созданных с применением PHP потребуется веб-сервер.

Если у вас еще нет хостинг площадки для вашего сайта, тогда рекомендую поэкспериментировать с PHP сценариями на локальном сервере, предназначенном для тестирования проектов. Для организации локального сервера в операционной системе Windows (WAMP, Windows-Apache-MySQL-PHP) могут быть полезны пакеты: Денвер, XAMPP, AppServ, OpenServer и т.д. После установки этих пакетов, вы получите уже настроенный и готовый к использованию сервер, а управляться он будет через удобное меню самой программы. Также, существуют и отдельные реализации APACHE, MySQL и PHP для операционной системы Windows, но настраивать их придется уже самостоятельно через конфигурационные файлы и не будет никакого меню с галочками. Для запуска, перезапуска и остановки такого сервера можно будет использовать пакетные файлы *.bat или *.cmd (батник) с командами запуска, перезапуска или остановки служб APACHE и MySQL. Третий и самый непростой для новичка вариант — это виртуальная машина с установленной и настроенной операционной системой Linux (LAMP, Linux-Apache-MySQL-PHP). Готовые образы таких «виртуалок» часто встречаются в Интернете, так что вам могут понадобиться только знания настройки программ типа VirtualBox или VMware.

Подготовка к программированию на языке PHP для чайников

  1. PHP код следует помещать в файле index.php, сам файл должен быть размещен в корневом каталоге сайта, расположенного на веб-сервере.

  1. Весь код на языке PHP должен быть заключен между дескрипторами или сокращенный вариант , но веб-сервер может быть не сконфигурирован для использования сокращенного варианта такой записи, поэтому предпочтителен первый вариант.
  2. Вставлен PHP код может быть в любое место HTML кода.
  3. Комментирование в PHP коде осуществляется следующим образом:
// однострочный комментарий # еще один вариант однострочного комментария /* многострочный комментарий */
  1. Для того, чтобы посмотреть ваш код, откройте веб-браузер и в адресной строке введите: http://localhost/www/MyEX/index.php

Вывод данных на экран с помощью языка PHP для чайников

  1. Вывод данных в окно (клиентскую область веб-браузера) с помощью PHP можно выполнить посредством оператора echo. Этот оператор позволяет вывести данные различных типов: числа, символьные строки и т.д.
  2. Синтаксис оператора вывода:
echo элемент1, элемент2, элемент3, ..., элементN
  1. Строковые данные заключаются в двойные или одинарные кавычки. В двойных кавычках код интерпретируется PHP. Все, что заключено в одинарные кавычки выводится без какой бы ни было интерпретации. Пример:
< ?php $x="PHP"; //присвоение значения переменной echo "Привет","всем"; echo " "; echo "

Пример $x кода

Пример $x кода

  1. Для вывода более подробной информации о переменной, которая может понадобиться при отладке программы, служит функция var_dump(). Ее синтаксис:
var_dump(cписок переменных);
  1. В списке переменных указывается одно или несколько имен переменных. Эта функция ничего не возвращает. Пример:
$x=12.56; var_dump($x);
  1. Менее информативной, чем var_dump(), функцией вывода сведений о переменных является:
print_r(список_переменных);
  1. Для переменных типа «массив» эта функция выводит список вида индекс => элемент.

Переменные языка РНР для чайников

  1. Переменные – контейнеры для хранения данных. Данные, сохраняемые в переменной, называют значением этой переменной.
  2. Переменная имеет имя – последовательность букв, цифр и символа подчеркивания без пробелов и знаков препинания, начинающаяся обязательно с символа доллара ($), за которым должна следовать буква или символ подчеркивания.
  3. Правильные имена переменных: $_tel, $tmp, $my_, $address_234_45.
  4. Неправильные имена переменных: $234tel, my address, $tel:234.
  5. РНР является регистро-ависимым языком относительно имен переменных и констант. Однако ключевые слова могут использоваться в любом регистре.

Типы данных языка РНР и преобразование данных для чайников

Тип данных Пример Описание значений
Строковый или символьный (string) «Привет всем»
«123456»
«25 рублей»
Последовательность символов, заключенная в кавычки
Целочисленный, числовой (integer) -234
25
0
Число или последовательность цифр, перед которыми может быть указан знак числа
Числовой с плавающей точкой (float) 5.47
21.4
35E-3
Число с дробной частью (35Е2 означает 3500)
Логический (булевый, boolean) true
false
Этот тип имеет два значения: true (истина, да), false (ложь, нет)
NULL null Этот тип данных имеет одно значение — null
Массив (Array) Этот тип данных имеет одно множество значений, которые могут быть различных типов
Объект (Object) Программный объект, определяемый своими свойствами
  1. Для того, чтобы узнать какой тип переменной, нужно воспользоваться функцией:
gettype(имя_переменной);
  1. Для явного задания типа можно воспользоваться одним из двух способов:
Имя_переменной=(int) 12.45 //результат 12 Settype(имя_переменной, "тип") < ?php $x="PHP"; $s=gettype($x); echo $s, " "; settype($e,"integer"); $s=gettype($e); echo $s, " "; $d=(int)24.4; $s=gettype($d); echo $s, " ", $d; ?>

Константы языка PHP для чайников

  1. Константой называется именованная величина, которая не изменяется в процессе выполнения программы (скрипта).
  2. В отличие от переменных, вы не можете изменять значения констант, которые были им присвоены при их объявлении. Константы удобно использовать для хранения значений, которые не должны изменяться во время работы программы. Константы могут содержать только скалярные данные (логического, целого, плавающего и строкового типов).
  3. В РНР константы определяются функцией define(). Вот ее синтаксис:
define($name, $value, $case_sen);

$name — имя константы.
$value — значение константы.
$case_sen — необязательный параметр логического типа, указывающий, следует ли учитывать регистр букв (true) или нет (false).

Define("pi",3.14,true); echo pi; //Выводит 3.14

  1. Для проверки существования константы можно использовать функцию defined(). Данная функция возвращает true, если константа объявлена. Пример:
//Объявляем константу pi define("pi",3.14,true); if (defined("pi")==true) echo "Константа pi объявлена!"; //Скрипт выведет "Константа pi объявлена!"

Различия между константами и переменными в языке PHP для чайников

  1. У констант нет приставки в виде знака доллара ($).
  2. Константы можно определить только с помощью функции define(), а не присваиванием значения.
  3. Константы могут быть определены и доступны в любом месте без учета области видимости.
  4. Константы не могут быть определены или аннулированы после первоначального объявления.
  5. Константы могут иметь только скалярные значения.

Программирование на языке PHP для чайников. Часть 1 was last modified: Март 3rd, 2016 by Admin

Приветствуем наших читателей. К сожалению, очень много дел и проблем навалилось, поэтому частота обновление блога не такая, как хотелось бы, но это поправимо. Параллельно к основной работе, я в "фоне" обдумываю и прикидываю реализации архитектуры для игровых проектов (напомню, что основная область моих интересов и работ - создание онлайновых браузерных игр). Последнее время я все чаще и чаще возвращаюсь к мысли, что интересно было бы реализовать основной игровой сервер на основе очередей сообщений (MQ или Messages queue). То есть, движок такой игры будет представлять собой набор компонентов, которые будут общаться между собой посредством асинхронных сообщений, а каждый компонент может быть как генератором сообщений, так и подписчиком, то есть исполнять другие сообщения.

Такой подход, насколько я понимаю, широко применяется в мире Java, там для этого есть стандарт Java Message Service (JMS) и применяются брокеры сообщений и на этом базируется архитектура Enterprise service bus (ESB), например, Apache ServiceMix . Но для нас это пока высокая сфера крупных проектов, а в специфике веба и веб-ориентированных приложений я бы хотел рассмотреть, можно ли что-то сделать подобное, но с меньшими затратами и обеспечить приложению отказоустойчивость, распределение нагрузки и асинхронную обработку. И конечно, очень желательно, чтобы это было реализовано на РНР как основном языке реализации всех компонентов сервера.

И так, еще раз - MQ, это архитектура и ПО промежуточного уровня, которое занимается сбором, хранение и маршрутизацией (распределением) сообщений между компонентами. Я не претендую на полноту описания, и, вполне возможно, не учитываю множества нюансов, поэтому не рассматривайте мои определения как аксиомы, лучше всего почитать дополнительную литературу, если вы хотите поглубже разобраться в архитектуре MQ (например, вот эти статьи: , , ) и определение в Wikipedia - Message queue

Пока давайте посмотрим очень кратко, обзорно, какие системы реализации систем сообщения есть, а, главное, какие из них можно рассматривать в качестве основы для специфика моего проекта. И хотя я думал рассмотреть только РНР реализации, оказалось, что нужно "копать глубже", поэтому мы затронем и системы на других языках, но обладающие возможность взаимодействовать с РНР-приложениями.

Apache ActiveMQ - открытая реализация брокера сообщений (Message Broker) и Enterprise Integration Patterns (если сейчас и очень кратко - расширение для реализации дополнительной обработки согласно правилам). Этот проект, по моему мнению, из всех открытых, самый мощный и развивающийся, недавно вышла версия 5.1. Он реализовывает множество стандартов и обеспечивает все возможности, необходимые для решений уровня Enterprise, входит в стек Java-технологий от Apache. Что меня заинтересовало, так это возможность кросс-языкового обмена сообщениями, а значит - клиенты могут быть реализованы на любом языке. Для платформ Java, C, C++, C# это библиотека OpenWire , реализующая Wire протокол для нативного доступа к MQ, для остальных языков, включая, что нам и интересно, РНР, есть Stomp - реализация библиотек для разных скриптовых языков, которая превращает сообщения в формат JMS. Кстати, если необходимо обеспечить безопасную коммуникацию и передачу сообщений, можно использовать SSL.

MQS (Minimalist Queue Services) - проект, если можно так сказать, с друго конца. Это небольшая система, написанная на Perl, организовывает систему очередей сообщений, используя XML-RPC протокол, сами сообщения могут хранится как в любой базе данных, так и в файлах. К сожалению, по всей видимости, проект заброшен, так как последняя новость на сайте датирована апрелем 2005 года, а текущая версия - 0.0.14.

Spread - еще одна реализация очереди сообщений, на этот раз на С++, и версии есть для различных платформ, включая Win32, Linux, BSD и MacOS. Текущая версия - 4.0. Система распределенная и ориентирована на высокопроизводительные системы, где клиентов и, соответственно, сообщений, очень много. Заявлена поддержка, в последней 4.0 версии, технологии Virtual Synchrony . Что интересно - в поставку сразу включены бинарные версии для нескольких платформ, а также встроенные интерфейсы для некоторых языков - C/C++, Java, Perl, Python, Ruby. Странно, что четвёртого Р - РНР, среди них нет, но существует расширение в PECL , которое реализовывает весь интерфейс Spread API. Текущая версия 2.1 и достаточно новая, значит проект развивается. Существуют и реализации для других языков, в том числе и альтернативы встроенным интерфейсам, поэтому посмотрите на , там даже для MS Excel есть расширение. Среди интересных проектов - модуль mod_log_spread для Apache , позволяющий собирать логи доступа с нескольких веб-серверов.

RabbitMQ - высокопроизводительная платформа, написанная на Erlang, основанная на Open Telecom Platform, а значит - очень надежная и масштабированная система, часто применяемая в телекоммуникационных приложениях и других подобных системах. Есть интерфейс только для Java и C++. Система поддерживает стандарт AMQP (Open Standard for Messaging Middleware). Система интересная, знать бы только Erlang, хотя что-то мне подсказывает, что проектируя весь серверный модуль на этой платформе, мы получили бы много "плюшек", в частности, на этой же платформе написан самый популярный Jabber-сервер ejabberd, который также можно применять в он-лайн игровых проектах.

Beanstalkd - также интересный проект, созданный в рамках разработки одного из приложений для социальной сети Facebook, которым пользуется около 10 млн человек (приложением, не сетью). Это специализированный сервер для хранения и обработки очередей заданий, использующий хранение данных в памяти для обеспечения скорости, однако в ущерб отказоустойчивости. Этот проект очень похож на уже ранее , да и сами разработчики выражают благодарность создателям memcached за принципы архитектуры и протокол. Система предназначена для создания асинхронной очереди обработчиков пользовательских задач, которые не требуют немедленного ответа, например, отсылки писем, фоновые обработки и т.п. Существуют клиентские API для различных языков, в том числе для Erlang, OCaml, Perl, PHP, Python, Ruby. Для РНР библиотека и пока имеет версию 0.11, сама разработка началась всего пару месяцев назад (судя по регистрации проекта). Детальнее можно почитать отличный обзор: Beanstalk Messaging Queue Сервер написан на С, что обеспечивает высокую скорость работы, однако специфика проекта в плане хранения всех данных в оперативной памяти не подойдет для тех сфер, где остро необходима максимальная отказоустойчивость, пусть даже ценой дополнительного ПО и затрат на хранение данных в базе.

Пока это все. А как же РНР, спросите вы? Описанные решения основаны на сторонних платформах, однако имеют библиотеки для обеспечения коммуникации с РНР-приложениями. Но существуют и нативные, РНР решения такого рода приложений, конечно, не полные аналоги, здесь уже скажется специфика среды РНР, однако достаточные для многих областей применения. О таких решения я расскажу вам в продолжении этого материала.