3.1 Назначение и классификация средств авиационной связи

Бортовые средства авиационной связи предназначены для внутри-самолетной телефонной связи между членами экипажа, громкоговорящего оповещения пассажиров, ведения двухсторонней радиосвязи с наземными пунктами УВД и другими ВС в ОВЧ и ВЧ диапазонах, прослушивания приемников радиотехнических средств и сигналов систем речевой информации, передачи сигналов бедствия и аварийного оповещения, документирования переговоров экипажа по внутрисамолетной и внешней радиосвязи.

Согласно выполняемых задач бортовые средства авиационной связи классифицируются на:

Средства радиосвязи (бортовые командные радиостанции ближней навигации, диапазона ОВЧ и дальней навигации диапазонов ВЧ и СЧ);

Средства аварийной радиосвязи (аварийные радиостанции ОВЧ и ВЧ диапазонов и автоматические радиомаяки спутниковой системы обнаружения КОСПАС- САРСАТ);

Средства внутрисамолетной телефонной связи, громкоговорящей связи и воспроизведения музыкальных программ (СПУ, СГС, магнитофоны);

Технические средства документирования служебных переговоров.

3.2. Самолётные переговорные устройства (спу)

СПУ обеспечивают внутрисамолётную телефонную связь между членами экипажа и техническим персоналом во время обслуживания самолёта на земле; циркулярный речевой вызов любого абонента; внешнюю радиосвязь экипажа с помощью бортовых радиостанций; прослушивание сигналов навигационных систем (АРК, РВ, СД, КУРС-МП, РСБН) и систем речевой информации.

Наиболее распространёнными переговорными устройствами на современных ВС являются: СПУ – 7 на ВС Ту – 154Б(М), Ан -24, Ан -26, Ту-134; СПУ – 8 на ВС Ил – 76ТД и его модификациях; аудиопанель GMA – 340 на ВС Як – 18Т 36 серии; аудиопанель (пульт звуковой сигнализации) GMA – 1347 на ВС ДА-42; аудиопанель КМА – 24-03 на ВС М – 101; комплекс связи ТИП-1Б2 на ВС Ан-124-100; аппаратура внутренней связи авиационная АВСА – Б, Э, О (Лайнер – 85) для бортпроводников, экипажа и оповещения пассажиров на ВС Ту – 204 и т. п.

Состав комплекта СПУ зависит от типа ВС и численности экипажа. В общем случае, при многочленном экипаже (Ту -154М, Ил-76ТД, Ил -62 и т.п.) СПУ укомплектовываются абонентскими аппаратами первого и второго пилотов, штурмана, радиста и бортинженера. К каждому абонентскому аппарату подключаются авиационная гарнитура и органы управления (кнопки “РАДИО” и “СПУ”). В последнее время при разработке ВС предпочтение отдаётся двухчленному экипажу (в кабине находятся только командир корабля и второй пилот) и соответственно автономным цифровым СПУ или СПУ, встроенным в многофункциональные навигационно-связные системы или комплексные пилотажно-навигационные системы.

Самолётное переговорное устройство СПУ – 8

Самолётное переговорное устройство СПУ- 8 относится к переговорным устройствам старого парка, устанавливается на ВС Ил-76 и его модификациях. СПУ - 8 предназначено для обеспечения внутрисамолётной телефонной связи между всеми членами экипажа, а также членов экипажа с техническим персоналом во время обслуживания самолёта на земле; избирательной телефонной связи командира корабля с одним или из абонентов; циркулярной телефонной связи со всеми абонентами; внешней радиосвязи экипажа с помощью бортовых радиостанций; прослушивания сигналов навигационных систем (АРК, РВ, СД, КУРС-МП, РСБН) и систем речевой информации.

Абонентские аппараты СПУ – 8 для пилотов, штурмана, радиста, борт инженера и операторов грузовой кабины будут разные (АА-1, АА-2, АА-3, АА-4, АА-5).

Рис 3.1. Абонентские аппараты СПУ – 8 (АА 1 и АА 3)

На рис. 3.1. приведены лицевые панели абонентских аппаратов АА 1 и АА 3. Наиболее полным по составу органов управления является абонентский аппарат КВС АА-1, на передней панели которого расположены:

Многопозиционные переключатели выбора радиосредств “ПРОСЛ” и “РАД”;

Переключатель СПУ - РАД (для создания цепи подключения авиационных гарнитур к сети внутрисамолетной связи или сети внешней радиосвязи);

Переключатель Сеть 1-2 (для выбора одной из двух сетей внутрисамолётной связи; на больших ВС экипаж может распределяться на две сети). В большинстве случаев задействована только одна сеть;

Кнопка «ЦВ» для циркулярного вызова всех абонентов на связь;

Регуляторы громкости “РАД”, “СПУ” и “ПРОСЛ” для регулировки громкости сигналов от средств внешней и внутрисамолётной связи, а также сигналов поступающих с выхода приемников навигационных систем;

Выносные кнопки “РАДИО” и “СПУ” (для подключения микрофона авиа гарнитуры к входу передатчика или телефона к усилителю СПУ). Кроме того кнопка РАДИО включает радиостанцию на передачу.

В состав самолётного устройства СПУ-8 входит также щиток избирательной связи ЩИС-1 (Рис.3.2). ЩИС-1 предназначен для осуществления избирательного вызова и ведения переговоров командира корабля с любым из пяти членов экипажа. Выключатели на передней панели ЩИС-1 служат для перевода абонентского аппарата командира экипажа и вызываемого абонента в сеть избирательной связи.

Рис. 3.2. Щиток избирательной связи

С помощью выключателей на ЩИС-1 создаются цепи избирательной связи командира ВС с членами экипажа.

На большинстве СПУ старого парка, как для многочленного, так и двучленного экипажей имеется возможность резервирования усилителей абонентских аппаратов 1-го и 2-го пилотов, штурмана и бортинженера. Для этого на передней панели (СПУ-9) или рядом с абонентским пультом (СПУ - 8) устанавливается выключатель «Резерв».

Кроме этого в различных точках ВС устанавливаются абонентские переговорные точки для подключения авиагарнитур технического состава во время обслуживания ВС на Земле. Предусмотрена их блокировка механизмом выпуска шасси в воздухе или схемой подключения аэродромного питания на земле.

Комплекс связи ТИП-1Б2

Комплекс связи ТИП-1Б2 устанавливается на ВС Ан –124 - 100 и предназначен для ведения телефонной радиосвязи экипажа самолёта с наземными диспетчерскими пунктами, экипажами других самолётов, а также для ведения внутрисамолётной телефонной связи.

Рис. 3.3. Размещение органов управления и индикации комплекса связи

1-объединённый пульт управления; 2- пульт контроля; 3-панель выключателей комплекса; 4-панель “ C игнализация”; 5-пульт управления КВ-1.

Объединённый пульт управления имеет органы управления радиостанциями МВ1, МВ2, КВ1 и радиоприёмником КВ2, а также обеспечивает запись рабочих частот в запоминающее устройство, выбор номера программы контроля и выбор ручного или автоматического режимов работы комплекса.

Пульт контроля обеспечивает индикацию на светосигнальном табло тип отказавшей аппаратуры и номер отказавшего блока.

Составной частью комплекса связи также являются абонентские аппараты (АА) аппаратуры внутренней связи и коммутации (АВСК) рис 3.4.

Рис. 3.4. Абонентские аппараты АВСК

Аппаратура внутренней связи и коммутации (АВСК) обеспечивает:

Двустороннюю телефонную связь между членами экипажа в любой из двух сетей с одновременным прослушиванием сигналов внешней сети с регулируемой громкостью;

Связь членов экипажа и технического состава в наземных условиях;

Циркулярно-внутрисамолётную телефонную связь в 1-й и 2-й сетях со всеми абонентами с максимальной нерегулируемой громкостью, независимо от положения переключателей на АА, с одновременным прослушиванием абонентами тех видов связи, которыми они пользовались до подачи циркулярного вызова;

Выход на внешнюю двустороннюю телефонную радиосвязь с одновременным прослушиванием членами экипажа сигналов радионавигационной аппаратуры и внутрисамолётной телефонной связи с регулируемой громкостью в зависимости от положения переключателя выбора радиосредств.


Рис. 3.5. Панели комплекса связи

На ВС выпускаемых зарубежными фирмами также находят широкое применение комплексы связи. Их оформление (рис.3.5) и возможности аналогичны выше приведённому комплексу ТИП-1Б2.

Цифровая аудиопанель GMA -340

Одним из переходных вариантов неинтегрированных самолётных переговорных устройств, устанавливаемыми на ВС является цифровая аудиопанель GMA – 340 - фирмы Garmin.

Аудиопанель GMA – 340 обеспечивает коммутацию авиагарнитур членов экипажа для ведения внутрисамолетной телефонной и внешней радиосвязи, прослушивание сигналов приводных радиостанций, а так же световую и звуковую сигнализацию пролета маркерных радиомаяков.

В состав аудиопанели GMA-340 кроме собственно коммутационного устройства с лицевой панелью и органами управления на ней, входит маркерный радиоприемник с антенной, четыре двухкабельных авиагарнитуры и две кнопки «радио» на рукоятках штурвалов.

Рис. 3.6. Органы управления аудиопанели GMA - 340

Все органы управления и индикации, кроме кнопок «радио», размещены на лицевой панели устройства в следующем порядке:

1. Индикаторы пролета маркерных радиомаяков (О дальнего маяка -синего цвета, М среднего маяка - желтого цвета, А ближнего маяка - белого цвета).

2. Кнопка MKR/MUTE, для включения функции Smart Mute - приглушение прослушивания всех сигналов кроме сигнала MPM. Прослуши-вание сигналов автоматически включается на полную громкость после пролёта маяка.

3. Индикаторы чувствительности маркерного приёмника:

Hi –высокая чувствительность;

Lo – низкая чувствительность.

4. Кнопка Sens обеспечивает переключение чувствительности маркерного приёмника. Нажатое положение – высокая Hi, отжатое – низкая Lo.

5,6. Сдвоенная ручка в левом нижнем углу, с надписью PILOT. Внутренняя ручка – выключатель электропитания и регулятор громкости СПУ левого пилота. Внешняя ручка– регулятор подавителя шумов СПУ левого пилота.

7,8. Сдвоенная ручка в правом нижнем углу, с надписью СОРILOT. Внутренняя ручка – регулятор громкости СПУ второго пилота – в нажатом положении и пассажирского салона в вытянутом положении. Внешняя ручка– регулятор подавителя шумов СПУ второго пилота и пассажирского салона.

9. Кнопка СREW (экипаж) включает режим раздельной работы СПУ для пилотов и пассажиров: пилоты слышат друг друга, радиокомпас, ведут внешнюю радиосвязь; пассажиры слышат друг друга.

10. Кнопка PILOT включает режим работы СПУ, при котором командир ВС изолирован от второго пилота и пассажиров: первый пилот слышит радиокомпас, ведёт внешнюю радиосвязь; второй пилот и пассажиры слышат друг друга. При отжатых кнопках PILOT и CREW включен режим ALL (все) сигналы радио и внутрисамолётной связи слышат все.

11. Кнопка РА включает функцию громкости говорящего оповещения пассажиров от микрофонов 1-го и 2-го пилотов при нажатой кнопке «Радио» на штурвале.

12.Кнопка SPKR включает кабинный громкоговоритель. При нажатии кнопки громкоговоритель подключается параллельно телефонам командира ВС.

13. Кнопки COM1, COM2, COM3 - выбор радиостанций для прослушивания.

14.Кнопки СОМ1/MIC,COM2/MIC,COM3/MIC выбор радиостанций для ведения радиосвязи (подключение микрофона) - светосигнализатор мигает с частотой 1Гц.

15.Кнопка СОМ1/2 - включение режима раздельной радиосвязи: первый пилот использует СОМ1, а второй пилот СОМ2. Из-за сильного влияния радиостанций при разносе частот менее 3МГц одновременная работа их запрещена.

16.Кнопка ADF включает прослушивание радиокомпаса. Кнопки NAV1, NAV2, DME не задействованы.

17.Кнопка TEST включает режим тестирования светодиодных сигнализаторов и лампы маркерного приемника. (При нажатии кнопки все светодиоды и лампы светятся.

Более современным вариантом цифрового самолётного переговорного устройства интегрированного в комплексную пилотажно – навигационную систему является аудиопанель (пульт) звуковой сигнализации GMA 1347 (рис. 3.4) установленная на самолёте ДА-42. Аудиопанель звуковой сигнализации GMA 1347 на данном ВС интегрирована в комплексную пилотажно – навигационную систему Garmin 1000.

Рис.3.7. а) Принципиальная схема комплексной пилотажно-навигацион-ной системы Garmin 1000; б) Аудиопанель (пульт звуковой сигнализации) GMA 1347.

Рассмотрим работу и назначение отдельных узлов функциональной схемы СПУ-7 (рис.2) при выходе абонента на различные виды связи.

Выход абонента на внешнюю связь. Для выхода абонента на внешнюю связь необходимо на абонентском аппарате переключатель «СПУ-Радио» установить положение «Радио», а переключатель радиосредств - в положение требуемой радиостанции. При этом телефоны авиагарнитуры абонента подключаются к выходу приемника выбранной радиостанции через обмотку 4-8 трансформатора ТрЗ, контакты 3- реле Р20 и контакты галеты в переключателя радиосредств Пр9. Сигнал приемника будет прослушиваться с номинальной громкостью и регулироваться потенциометром R4 «Общая». Одновременно телефоны подключаются к выходу усилителя СПУ через контакты переключателя «Сеть», контакты 3-5 реле Р2 и понижающий трансформатор ТрЗ. Сигнал внутрисамолетной связи будет прослушиваться с пониженной громкостью и регулироваться потенциометром R5 «Прослушивание»..

При передаче сообщения ларингофоны абонента подключаются к входу передатчика выбранной радиостанции через контакты 1 кнопки «Радио», контакты 2--4 переключателя «СПУ - Радио» и контакты галеты а переключателя радиосредств. По этой же цепи из схемы радиостанции на ларингофоны подастся напряжение питания 3-7,5 В.

Одновременно напряжение -27 В через контакты 1-3 переключателя «СПУ-Радио», контакты 2 кнопки «Радио» и контакты галеты б переключателя радиосредств подается в пусковую цепь выбранной радиостанции и она переводится в режим передачи.

Выход абонента в сеть внутренней связи. Для выхода абонента в сеть внутренней связи переключатель «СПУ-Радио», устанавливают в положение «СПУ», а переключатель «Сеть» - в положение требуемой сети («1» или «2»). При этом напряжение - 27 В подается на реле Р2 и Р20 через контакты 1-5 переключателя «СПУ-Радио» и реле включаются. Телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ выбранной сети через контакты 3 - 4 реле Р20 и контакты переключателя «Сеть». Сигнал внутрисамолетной связи будет прослушиваться с номинальной громкостью и регулироваться потенциометром R4 «Общая». Одновременно на телефоны подается сигнал с выхода приемника радиостанции или навигационного устройства (в зависимости от положения переключателя радиосредств) через контакты галеты в переключателя радиосредств ПР9, контакты 3-4 реле Р2 и трансформатор ТрЗ. Этот сигнал прослушивается с пониженной громкостью и регулируется потенциометром R5 «Прослушивание».

При передаче сообщения нажимается кнопка «Радио» и ларингофоны абонента подключаются к входу усилителя СПУ выбранной сети через контакты 1 кнопки «Радио», контакты 2--6 переключателя «СПУ-Радио» и контакты переключателя «Сеть». По этой цепи из схемы усилителя СПУ на ларингофоны подается напряжение питания 4,5 В. Последние подключаются к входу усилителя СПУ через ограничительные резисторы R1 и Rl3 (180 ом), которые служат для ограничения величины тока, протекающего через ларингофоны, и для уменьшения шунтирующего действия включенных ларингофонов других абонентов.

Переход абонента с внешней на внутреннюю связь с помощью кнопки «СПУ». Кнопка «СПУ» обеспечивает быстрый переход с внешней на внутреннюю связь независимо от положения переключателя рода работ «СПУ-Радио». Поэтому кнопка устанавливается обычно только у пилотов.

При нажатии кнопки «СПУ» ларингофоны абонента подключаются через контакты 1 кнопки к входу усилителя СПУ (той сети, в положении которой установлен переключатель «Сеть»).

Через контакты 2 кнопки «СПУ» напряжение -27 В подается на реле Р2 и Р20, которые срабатывают и подключают телефоны абонента к выходу усилителя СПУ и через трансформатор ТрЗ, к выходу приемника радиостанции или навигационного устройства. Как и в случае выхода в сеть внутренней связи с помощью кнопки «Радио» сигнал внутренней связи будет прослушиваться с номинальной громкостью, а сигнал внешней связи - с пониженной громкостью.

Циркулярный вызов. Циркулярная связь осуществляется путем нажатия кнопки «ЦВ» и обеспечивает передачу сигнала вызова или других сообщений всем членам экипажа независимо от того, какому виду связи соответствует положение переключателей на их абонентских аппаратах.

При нажатии кнопки «ЦВ» напряжение + 27 В подается через контакты 2 кнопки на реле Р8, Р21 и общий провод циркулярной связи, К которому подключены реле Р8 и Р21 всех абонентских аппаратов СПУ -7. При этом во всех абонентских аппаратах срабатывают реле Р8, Р21. При этом напряжение - 27 В через контакты 3-4 реле Р21 подается на реле Р2 и Р20, которые срабатывают и подключают телефоны всех членов экипажа к выходам усилителей СПУ и через понижающие трансформаторы ТрЗ к выходам приемников радиостанций или навигационных устройств. Сигнал циркулярной связи будет прослушиваться с номинальной громкостью, а сигнал внешней связи с понижение громкостью. Контакты 3-4 реле Р8 соединяют параллельно входы обеих усилителей СПУ.

Ларингофоны абонента, нажавшего кнопку «ЦВ», подключаются к входам обоих усилителей СПУ через контакты 1 кнопки «ЦВ», контакты переключателя «Сеть» и контакты 3-4 реле Р8. Этим обеспечивается прослушивание сигнала циркулярной связи в обоих сетях внутренней связи. Кнопка «ЦВ» должна удерживаться нажатой до окончания передачи сообщения.

Цепь сигналов специального назначения. В переговорном устройстве СПУ -7 предусмотрена возможность подачи непосредственно на телефоны абонентов сигналов специального назначения, например опасной высоты, отметки времени и др. Эти сигналыI прослушиваются с максимальной громкостью одновременно с сигналами внешней и внутренней связи.

Сигнал специального назначения подается на абонентские аппараты через разделительный трансформатор. При этом напряжение сигнала, поступающее на телефоны, не должно превышать 40 В, а выходное сопротивление разделительного трансформатора должно бьпь не менее 1 О 000 Ом на частоте 1000 Гц. Трансформатор в комплект СПУ -7 не входит и является принадлежностью устройства, которое служит источником сигнала специального назначения. Выходное устройство сигнала специального назначения должно подключаться к схеме СПУ на время подачи сигнала.

Усилитель СПУ-7

Усилитель СПУ -7 (рис. 3) состоит из двух каскадов, которые выполнены по двухтактной схеме с общим эмиттером и трансформаторной связью между каскадами. Такая схема имеет большой коэффициент усиления и к.п.Д., вносит небольшие нелинейные искажения и обеспечивает устойчивую работу усилителя при изменении температуры окружающей среды в широких пределах.

Первый каскад усилителя собран на маломощных германиевых транзисторах ПП12 и ПП14 типа МП14Б. Напряжение звуковой частоты от ларингофонов подается на базы транзисторов первого каскада через входной трансформатор Тр8, усиливается и через переходной трансформатор Тр21 поступает на второй каскад. Переходный трансформатор согласует большое выходное сопротивление (десятки кОм) первого каскада с малым входным сопротивлением (десятки Ом) второго каскада. Последний собран на мощных германиевых транзисторах ПП26 и ПП27 типа МП4Б. Со второго каскада сигнал подается в схему СПУ через выходной трансформатор Тр35 и контакты 3---4 разъема. для поддержания постоянства выходного напряжения усилителя при изменении величины нагрузки оба каскада охвачены отрицательной обратной связью по напряжению. Напряжение обратной связи подается с трансформатора Тр35 на эмиттеры транзисторов первого каскада через резисторы RЗ1, RЗ2. для уменьшения нелинейных искажений в температурной стабилизации режима транзисторов в обоих каскадах введена глубокая отрицательная обратная связь по току (R17, R18, R29 и R30). Резисторы R13 и R28 несколько уменьшают отрицательную обратную связь по току. Переменный резистор R11 позволяет производи плавную регулировку входного напряжения и шунтирует вторичную обмотку входного трансформатора, уменьшая влияние разброса параметров трансформатора на характеристики усилителя. Резистор

R1 обеспечивает симметрирование плеч схемы и более плавную регулировку усиления, аналогичные функции выполняет резистор R25. Конденсаторы С9, С19 и С34 осуществляют подъем частотной характеристик:", усилителя в области 2200--3000 Гц. Резистор R15 и конденсаторы С16, С38 уменьшают глубину отрицательной обратной связи в области высоких частот, т. е. обеспечивают дополнительный подъем частотной характеристики усилителя. Стабилитрон Д4 является источником напряжения питания ларингофонов (4,5 В). Напряжение с диода Д4 подается на ларингофоны через обмотку 1-3 входного трансформатора, контакт 1 разъема и схему СПУ. Дроссель Др2 и конденсатор СЗ образуют фильтр в цепи питания усилителя. Диод Д1 обеспечивает защиту транзисторов усилителя от случайного изменения полярности напряжений сети питания.

Переговорное устройство СПУ-7 предназначено для внутривертолетной телефонной связи между членами экипажа, для выхода летчиков на внешнюю связь по радио через командную и связную радиостанции, для прослушивания сигналов радиокомпасов и выдачи в телефоны сигналов специального назначения от аппаратуры речевых сообщений РИ-65Б (Алмаз-УП) об аварийных ситуациях вертолета и от радиовысотомера РВ- (-037) при снижении ниже установленной высоты. В комплект переговорного устройства СПУ-7 входят:
- усилитель (1 шт.);
- абонентский аппарат (3 шт.).

На вертолете переговорное устройство работает с двумя дополнительными переговорными точками - для бортмеханика и для оператора, работающего с бортовой стрелой.

Питание переговорного устройства осуществляется от аккумуляторной шины через автомат защиты сети АЗСГК-2 «СПУ», расположенный на правой панели АЗС электропульта летчиков.

Возможности СПУ-7

Переговорное устройство на вертолете обеспечивает:

1. Обособленную двустороннюю внутривертолетную телефонную связь летчиков с другими членами экипажа при любых положениях переключателя «СПУ - РАДИО» и переключателя радиосвязей на абонентском аппарате при нажатии курка кнопки последовательного переключения «СПУ-РАДИО» на соответствующей ручке управления вертолетом до срабатывания первой ступени (положение «СПУ»). При ведении внутренней связи летчик одновременно прослушивает с пониженной громкостью приемник того радиосредства, на который установлен переключатель радиосвязи его абонентского аппарата.

2. Наличие в телефонах летчиков сигналов нормальной громкости соответствующих радиоприемников, на выход которых подключены телефоны переключателем радиосвязи абонентских аппаратов при не нажатых курках кнопок «СПУ -РАДИО» на ручках управления (переключатель «СПУ - РАДИО» находится в положении «РАДИО») и одновременное прослушивание с пониженной громкостью передачи, идущей по сети внутренней связи.

3. Осуществление летчиками пуска и модулирования передатчиков радиостанций (командной и связной) в положениях «УКР» и «СР» переключателей радиосвязи при установке переключателей «СПУ - РАДИО» на абонентских аппаратах в положение «РАДИО» и нажатии курка кнопок «СПУ - РАДИО» на соответствующей ручке управления вертолетом до срабатывания второй ступени (положение «РАДИО»).

4. Осуществление правым летчиком и оператором постоянного ведения внутривертолетной связи (без нажатия летчиком курка кнопки «СПУ - РАДИО» на ручке управления) путем постановки выключателей «ЛАРИНГ», расположенных соответственно на правом щитке электропульта летчиков и рядом с абонентским аппаратом в грузовой кабине, в положение «ВКЛ».

5. Осуществление с дополнительных переговорных точек постоянного ведения внутривертолетной связи при постановке выключателей «ЛАРИНГ» на панелях точек в положение «ВКЛ». С дополнительной переговорной точки бортмеханика возможно кратковременное ведение внутривертолетной связи при нажатии выносной кнопки «СПУ». С этой же дополнительной точки возможно прослушивание выходных сигналов радиокомпасов АРК-9 и АРК-УД при постановке переключателя«ПРОСЛУШ АРК-9 - АРК-УД» в соответствующее положение.

6. Осуществление каждым членом экипажа внутренней циркулярной телефонной связи с другими абонентами при нажатии своей кнопки циркулярного вызова «ЦВ» при любом положении всех переключателей на абонентских аппаратах и дополнительных переговорных точках. При этом одновременно каждый абонент прослушивает с нормальной громкостью сигнал того радиоприемника, на который установлен переключатель радиосвязей абонентского аппарата.

7. Возможность подачи непосредственно на телефоны левого летчика речевого сообщения об аварийных ситуациях в полете от аппаратуры РИ-65Б вне зависимости от положения переключателей на абонентском аппарате.

8. Возможность подачи на телефоны всех членов экипажа независимо от положения переключателей на абонентских аппаратах звукового сигнала «ОПАСНАЯ ВЫСОТА» от радиовысотомера РВ-3 (или А-037).

9. Плавное регулирование уровня речи, передаваемой по сети внутренней или внешней связи, регулятором громкости «ОБЩАЯ», а уровня прослушиваемых сигналов сети внешней связи при работе по сети внутренней связи и сигналов сети внутренней связи при работе по сети внешней связи - регулятором громкости «ПРОСЛ».

Усилитель

Усилитель переговорного устройства СПУ-7 служит для усиления слабых сигналов, поступающих от ларингофона, и получения на выходе достаточной мощности для обслуживания абонентов. Конструктивно усилитель состоит из трех основных частей: кожуха, шасси и дна. Все детали, входящие в схему усилителя, смонтированы на шасси. На передней стенке кожуха установлены регулятор усиления усилителя, клемма металлизации и разъем, с помощью которого усилитель подсоединяется к схеме СПУ.

Усилитель СПУ-7 установлен в кабине экипажа за сиденьем правого летчика на шпангоуте № 5Н.

Абонентский аппарат

Абонентский аппарат служит для подключения ларингофонов и телефонов шлемофона абонента к различным средствам связи, а также для коммутации цепей питания пусковых реле радиопередатчиков. На лицевой панели корпуса аппарата установлены:
- тумблеры «СПУ - РАДИО», «СЕТЬ»;
- переключатель радиосвязи на шесть положений («УКР», «СР», «КР», «ДР», «РК1», «РК2»);
- кнопка циркулярного вызова «ЦВ»;
- регуляторы громкости «ОБЩАЯ» и «ПРОСЛ».

На вертолете использован один комплект СПУ с одним усилителем, поэтому переключатели «СЕТЬ» на абонентских аппаратах не используются, т.е. любое положение переключателя будет рабочим.

Абонентские аппараты летчиков установлены слева и справа от панелей АЗС электропульта. Рядом с абонентским аппаратом правого летчика установлен выключатель «ЛАРИНГ». Абонентский аппарат оператора и выключатель «ЛАРИНГ» установлены в грузовой кабине, между шпангоутами №№ 6 и 7, слева по полету.

Дополнительная переговорная точка

Дополнительная переговорная точка представляет собой прямоугольную коробку из листового алюминиевого сплава, на лицевой стороне которой расположены:
- регулятор громкости;
- тумблер включения ларингофонов;
- кнопка циркулярного вызова.

Дополнительная переговорная точка позволяет бортмеханику (оператору, работающему с лебедкой) вести переговоры с летчиками. Выход на внешнюю связь с дополнительных переговорных точек не предусмотрен.

Дополнительные переговорные точки бортмеханика в проеме кабины экипажа и оператора в грузовой кабине аналогичны по конструкции и по назначению. Кнопка «ЦВ» дополнительной переговорной точки бортмеханика запараллелена с дополнительной кнопкой «СПУ». Дополнительная кнопка «СПУ» для переговорной точки бортмеханика установлена в кабине экипажа, на правой этажерке. Рядом с кнопкой «СПУ» установлен переключатель «ПРОСЛУШ АРК-9 - АРК-УД», обеспечивающий возможность прослушивания сигналов радиокомпасов с рабочего места бортмеханика

Дополнительная переговорная точка бортмеханика установлена в проеме двери кабины экипажа в специальной нише справа.

Дополнительная переговорная точка оператора установлена в грузовой кабине, на шпангоуте №1, на левом борту, рядом с входной дверью.

ПРИМЕЧАНИЕ.На вертолетах пассажирского варианта дополнительная переговорная точка в пассажирской кабине не устанавливается.

Магнитофон МС-61

Магнитофон МС-61 предназначен для магнитной записи информации и команд, поступающих по линиям радиосвязи и внутренней бортовой телефонной связи вертолета, с целью сохранения объективных данных о совместной работе экипажа и руководства полетами с земли, необходимых для разрешения спорных вопросов при разборе полетов.

В магнитофоне использован принцип магнитной записи звука с высокочастотным подмагничиванием. Стирание предыдущей записи осуществляется автоматически магнитным полем высокой частоты (около 30 кГц), создаваемым в рабочем зазоре стирающей головки.

В комплект магнитофона входят:
- аппарат записи (блок 1Ф01);
- пульт управления.

Аппарат записи установлен на правом борту хвостовой балки между шпангоутами № 1 и 2. Пульт управления установлен на левой боковой панели электропульта летчиков.

Электропитание магнитофона МС-61 осуществляется от аккумуляторной шины через предохранитель ПМ-2, расположенный в щитке предохранителей.

Включение магнитофона производится установкой переключателя «ВКЛ - ВЫКЛ» на пульте управления в положение «ВКЛ» или автоматически при отрыве шасси от земли после срабатывания установленных на стойках шасси микровыключателей. При этом загораются сигнальные лампочки «ЗАПИСЬ» и «ПОДСВЕТ».

При необходимости воспроизведение записи осуществляется на наземном магнитофоне МН-61.

Основные технические данные

Аппарат записи

Аппарат записи магнитофона МС-61 конструктивно выполнен в виде отдельного блока, в котором смонтирован протяжный механизм с кассетами, элементы автоматики и блок магнитных головок (1Ф02), печатная плата усилителя записи (1Ф03), печатная плата схемы автопуска (1Ф04), корпус с разъемами, «земляной» клеммой и потенциометром регулировки уровня срабатывания автопуска.

Верхняя быстросъемная крышка плотно закрывает кассеты и блок головок. В крышке аппарата записи имеется смотровое окно для визуального определения количества звуконосителя на ведомой кассете и наблюдения за работой лентопротяжного механизма.

Под крышкой на механическом узле расположены кассеты, блок головок с контактом обрыва, тумблер «ВКЛ-ВЫКЛ» и гайки для регулировки тормозной и подтормаживающей систем.

Пульт управления

Пульт дистанционного управления состоит из субпанели, корпуса и крышки. На субпанели смонтированы тумблера «ВКЛ-ВЫКЛ», «СПУ-ЛАР», «АВТОПУСК-НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА», индикаторная лампа «ЗАПИСЬ», лампа подсвета, заключенная в арматуру, потенциометр «ПОДСВЕТ» с ручкой управления.

Магнитофон П-503Б

Магнитофон П-503Б предназначен для записи сигналов речи и сигналов информации времени.

Воспроизведение записи осуществляется наземным магнитофоном П-504.

Сигналы речи поступают на запись с выходов аппаратуры внутренней связи или радиоприемников (вход АВС) либо, для автономной записи, с ларингофонов или авиационных гарнитур (вход ЛАР).

Сигналы информации времени поступают на запись в виде тональных импульсов от специального устройства кода времени.

Запись сигналов речи и сигнлов информации времени производится на проволочный носитель записи диаметром 0,05 мм типа 5.4. Носитель записи должен быть смазан смазкой, состоящей из синтетического масла ВНИИ НП-50-1-4Ф и дисульфида молибдена в соотношении 10:1.

Стирание предыдущей записи производится автоматически при работе магнитофона в режиме записи.

Магнитофон состоит из устройства записи (УЗ) и пульта управления (ПУ). В состав УЗ входят усилитель с генератором и проволокопротяжный механизм (ППМ).

Размещение магнитофона аналогично размещению МС-61. Магнитофон П-503Б может быть установлен на месте МС-61 (различна только маркировка разъемов внешних соединений).

Основные технические данные


Похожая информация.


Переговорное устройство СПУ-7 предназначено: для внутривертолётной святи с использованием авиагарнитуры АГ-2 , ГСШ-А-18 или шлемофона между всеми членами экипажа; для выхода пилотов на внешнюю радиосвязь через две радиостанции и два радиокомпаса; для прослушивания сигналов специального назначения от аппаратуры речевых сообщений РИ-65Б; для прослушивания тонового звукового сигнала "ОПАСНОЙ" высоты от радиовысотомера независимо от положения переключателей радиосвязей на абонентских аппаратах; для записи на проволочный звуконоситель магнитофона МС-61 информации и команд, поступающих по линиям радиосвязи и внутренней бортовой телефонной связи вертолёта через абонентский аппарат командира вертолёта.

РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕРЕГОВОРНОГО УСТРОЙСТВА НА ВЕРТОЛЁТЕ:

Усилитель низкой частоты установлен на этажерке за сиденьем второго пилота на шпангоуте 5Н;

Абонентские аппараты пилотов слева и справа от панелей АЗС на потолке кабины лётчиков;

Абонентский аппарат оператора с выключателем "ВКЛ. - ЛАРИНГ. - ВЫКЛ." на левом борту грузовой кабины между ШП 6 и 7;

кнопка-курок "СПУ-1 - РАДИО-2" установлена на каждой ручке циклического шага.

На вертолёте переговорное устройство СПУ-7 работает с двумя переговорными точками:

Одна переговорная точка установлена в проёме двери кабины экипажа в специальной нише справа, предназначена для ведения связи бортмехаником. Она имеет выносную кнопку "СПУ" на кронштейне правой этажерки и переключатель "ПРОСЛУШИВАНИЕ АРК-У2 - АРК-9", расположенной там же;

Вторая дополнительная переговорная точка установлена в грузовой кабине на стенке ШП №1 около сдвижной двери.

Для удобства работы бортмеханика (оператора) с СПУ, работающего с бортовой или внешней подвеской, на вертолёте имеются три удлинительных шнура с 4-х контактными гнездовыми полуразъёмами - в кабине лётчиков на правом борту проёма двери и в грузовой кабине на стенке шпангоута №1.

Второй пилот может вести внутривертолётную связь постоянно (без нажатия кнопки-курка "СПУ-РАДИО" на ручке управления) при постановке переключателя "ЛАРИНГІТ" на правой боковой панели электропульта в положение "ВКЛ".

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Переговорное устройство подключено к аккумуляторной шине через автомат защиты сети АЗС ГК-2 "СПУ-7", на правой панели

АЗС электропульта лётчиков.

Напряжение питания…………………………..... (27±2,7)В.



Потребляемая мощность…………………………50Вт.

Напряжение питания ларингофонов или

усилителей авиагарнитур......................................3-5В.

Коэффициент усиления регулируется переменным сопротивлением на усилителе низкой частоты и

может достигать…………………………………100 раз.

Частотный диапазон……………………………..300...3500Гц.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКТА.

Основными элементами переговорного устройства являются абонентские аппараты. Они служат для подключения микрофонов и головных телефонов к различным средствам связи, а также для коммутации цепей питания пусковых реле радиопередатчиков.

Функциональная схема переговорного устройства приведена на рис. 3., показывает взаимосвязь отдельных каскадов и узлов, связь с другими сопрягаемыми радиосредствами. В функциональной схеме отдельные блоки и каскады обозначены прямоугольниками, каждый из которых имеет вход и выход, показанные стрелками. Коммутационная аппаратура переговорного устройства размещена в распределительной коробке РКСПУ.

Управление переговорным устройством осуществляется с помощью ручек и переключателей, установленных на абонентском аппарате СПУ-7 и кнопок последовательного переключения "СПУ-РАДИО" типа 2КПП, при нажатии на курок которой, до срабатывания первой ступени работа в режиме внутривертолётной связи, а при нажатии до срабатывания второй ступени – работа в режиме "РАДИО" (внешняя связь). Усилитель низкой частоты (УНЧ) необходим только для обеспечения внутривертолётной связи.



Рис.1 Общий вид абонентского аппарата СПУ-7.

1– регулятор громкости прослушивания; 2 – регулятор громкости общий; 3 – переключатель внутренней и внешней радиосвязей; 4 – переключатель радиостанции; 5 – кнопка циркулярного вызова; 6 переключатель усилителей низкой частоты (на вертолёте не задействован).

Переключатель радиостанций (р/ст) подключает авиагарнитуры к различным радиосредствам. Переключатель имеет 6 позиций;

УКР – командная р/ст "БАКЛАН-20"

СР – связанная р/ст "ЯДРО-1А"

КР – не задействована;

ДР – не задействована;

РК-1 – радиокомпас АРК-9;

РК-2 – радиокомплекс АРК-У2 с Р-852.

На вертолёте использован один усилитель низкой частоты, поэтому переключатели "СЕТЬ" на абонентских аппаратах не используются.

Кнопка "ЦВ" служит для передачи всем членам экипажа информации с повышенной громкостью.

Плавное регулирование громкости речи, передаваемой по сетям внутренней или внешней связи осуществляется регулятором громкости "ОБЩАЯ", а уровня прослушивания сигналов сети внутренней связи при работе по внутренней связи и сигналов сети внутренней связи при работе по сети внешней связи – регулятором громкости "ПРОСЛ.". Поэтому ручку "Прослушивание" нельзя устанавливать в левое крайнее положение, поскольку в этом случае сигнал не прослушивается.

Рис.2 Общий вид переговорной точки.

Работа кнопки "ВЫЗОВ" на переговорной точке, аналогична работе кнопки "ЦВ" на абонентском аппарате.

Дополнительные точки бортмеханика (оператора) позволяют вести только внутривертолётную связь, выход на радиосвязь с дополнительных переговорных точек не предусмотрен.

С абонентского аппарата оператора на левом борту кабины возможны не только внутривертолётные переговоры, но и прослушивание радиообмена через командную радиостанцию "БАКЛАН-20" (поз. УКР.).

Звуковой сигнал "ОПАСНАЯ ВЫСОТА" от радиовысотомера поступает на головные телефоны всех членов экипажа независимо от положения переключателей на абонентских аппаратах.

Речевые сообщения об аварийных ситуациях, а также запись звуковой информации на магнитофон осуществляется через абонентский аппарат командира вертолёта (левого лётчика).

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.

Включать до запуска двигателей, питание СПУ-7 в течение всего полёта держать включённым; выключать после посадки и полного останова двигателей.

НОРМАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПЕРЕГОВОРНОГО

УСТРОЙСТВА СПУ-7.

До запуска двигателей включить аккумуляторы, подключить авиагарнитуры к абонентским аппаратам и переговорным точкам.

1. Включить АЗС "СПУ-7" на правой панели АЗС.

2. На абонентском аппарате переключатель СЕТЬ установить в позицию СЕТЬ-1 (или СЕТЬ-2).

3. Для вызова членов экипажа нажимать кнопку "СГГУ-1" или "ЦВ" пилотам, кнопку "СПУ" или "ВЫЗОВ" бортмеханику - передавать сообщения, отпустив кнопки прослушать ответ. Если переключатель СПУ-РАДИО на абонентских аппаратах установлен в положение "СПУ", то при ведении внутренней связи командир воздушного судна и второй пилот одновременно могут прослушивать с пониженной громкостью радиоприём той радиостанции, на которую установлены их переключатели радиосредств. Громкость приёма регулируется ручкой "ПРОСЛУШИВАНИЕ", а громкость внутривертолётной связи регулируется ручкой "ОБЩАЯ".

4. Для ведения радиосвязи переключатель "СПУ-РАДИО" устанавливать в положение "РАДИО"; выбрав переключателем радиостанций нужную радиостанцию для передачи сообщения нажать кнопку-курок до второго упора "РАДИО-2", отпустив кнопку прослушать ответ регулируя его громкость ручкой "ОБЩАЯ".

ПРИМЕЧАНИЕ : При положении переключателя внутренней и внешней радиосвязи в поз. "СПУ" невозможно включение передатчиков радиостанций при нажатии на кнопку "РАДИО". При этом работа кнопки "РАДИО" аналогична работе кнопки "СПУ".

РАБОТА БОРТМЕХАНИКА (ОПЕРАТОРА) С СПУ-7.

1. Для прослушивания сигналов, принимаемых радиокомпасами бортмеханику необходимо переключатель "ПРОСЛУШИВ. АРК- 9 - АРК-У2" поставить в положение "АРК-9" или "АРК-У2". При этом пилоты для вызова бортмеханика нажимают кнопку "ЦВ" на своём абонентском аппарате, а бортмеханик для ответа должен поставить переключатель "ПРОСЛУШИВ." В нейтральное положение и нажать кнопку "СПУ", или оставляя переключатель "ПРОСЛУШИВ." В положении прослушиваемого радиокомпаса, нажать кнопку "ВЫЗОВ" на переговорной точке. Громкость принимаемых сообщений отрегулировать регулятором "ГРОМЧЕ" на переговорной точке.

2. При передаче длительных сообщений (работа с лебёдкой, с внешней подвеской и т. д.) необходимо на дополнительной переговорной точке включить "ЛАРИНГ".

Второй пилот может пользоваться выключателем "ЛАРИНГ" на правой боковой панели электропульта. В положении "ВКЛ" вести внутреннюю связь можно не нажимая кнопку "СПУ- РАДИО" на ручке управления.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СПУ-7, ИХ ПРИЗНАКИ И

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА.

Работа СПУ-7 перед полётом и в полёте определяется чётким прослушиванием и передачей по сетям внешней и внутренней связи, чёткой работой кнопок, переключателей, регуляторов громкости.

ПРИЗНАК: Отсутствует внутренняя и внешняя связь. НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

Проверить включение источника постоянного тока;

Проверить включение АЗСов "СПУ-7", "КОМАНДН. РС", "СВЯЗНАЯ РС";

Проверить положение переключателя "СПУ-ЛАРИНГ" на пульте управления магнитофона МС-61, установить поз. "СПУ";

Установить в нейтральное положение переключатель "ПРОСЛУШИВ. АРК-9 - АРК-У2";

Проверить и при неисправности заменить авиагарнитуру.

Назначение. Самолетное переговорное устройство СПУ-9 предназначено для двусторонней внутрисамолетной телефонной связи между двумя членами экипажа, выхода членов экипажа на внешнюю связь по радио через радиостанцию, прослушива­ния сигналов радиокомпаса, а также сигналов «Опасная высо­та» радиовысотомера РВ-5, «Маркер» маркерного радиоприем­ника и «Опасная скорость».

Самолетное переговорное устройство работает с авиацион­ной гарнитурой АГ-2 (ГСШ-А-18), содержащей высокоомные телефоны ТА-56М и электродинамический микрофон ДЭМШ-1, или с авиационным шлемофоном, содержащим высокоомные телефоны ТА-4 и ларингофоны ЛА-5.

Конструкция самолетного переговорного устройства СПУ-9 обеспечивает не менее 90% словесной разборчивости речи при приеме и передаче в акустическом шуме уровнем до 120 дБ при работе с ларингофонами и телефонами ТА-56М.

Устройство СПУ-9 на самолете Як-18Т обеспечивает:

одновременное прослушивание каждым обонентом со 100%-ной громкостью передач, ведущихся по сети внешней и внутренней связи, а также сигналов: радиокомпаса (при уста­новке переключателя «РК-Вык.» в положение «РК» на абонент­ском щитке), «Опасная высота» от радиовысотомера, маркерно­го приемника (при установке аппаратуры посадки «Ось-1» - маркерного и курсового приемников), «Опасная скорость»;

внутрисамолетную телефонную связь между двумя членами экипажа при нажатии одной из кнопок «СПУ», расположенных на штурвале, любым из членов экипажа;

пуск и модулирование радиопередатчика командной радио­станции при нажатии одной из кнопок «Радио», расположенных на штурвалах;

прием членами экипажа сигналов радиокомпаса;

отключение ларингофонов второго абонента от входа радио­станции при выходе на передачу через эту же радиостанцию первого абонента;

возможность резервирования разделительных усилителей обоих абонентов переключением телефонов первого абонента на выход разделительного усилителя второго абонента парал­лельно его телефонами, или, наоборот, при установке переклю­чателя «Рез-Выкл.», расположенного на абонентском щитке, в положение «Рез.»;


Рис. 101. Комплект устройства СПУ-9: 1 - блок усилителей; 2-абонентский щиток

плавное раздельное регулирование громкости речи, переда­ваемой по сети внутренней связи регулятором громкости СПУ, а по сети внешней связи - регулятором громкости РАД. Сиг­налы, поступающие в СПУ от радиокомпаса АРК-9 (или АРК-15), маркерного приемника МРП-56П, радиовысотомера РВ-5 и «Опасная скорость» в систему СПУ регулировки не име­ют. Регулировка громкости сигналов МРП «Опасная высота» и «Опасная скорость» осуществляется потенциометром, распо­ложенным на щитке реле радиооборудования. Щиток установ­лен в отсеке радиооборудования между шпангоутами № 12 и13.

вузам


Close