Методический мониторинг - это система слежения за изменения­ми в библиотечном деле. Она призвана обеспечить информацию о деятель­ности библиотек, анализ которой позволял бы судить об уровне их рабо­ты; о новшествах в библиотечном деле и их распространении по сети биб­лиотек.

Смысл методического мониторинга заключается в непрерывном на­блюдении за изменениями, за появлением новых сведений о деятельности библиотек. Объектами методического мониторинга являются:

Динамика показателей деятельности библиотек;

Движение библиотечных кадров;

Выявление и распространение библиотечных новшеств;

Документальный поток по библиотечному делу.


Методический мониторинг. Аналитическая деятельность... _________ 343

Оперативное получение этих данных, наблюдение за их динамикой позволяет оценивать состояние и уровень библиотечной деятельности и на этой основе разрабатывать методические рекомендации по совершен­ствованию работы библиотеки или сети библиотек.

Источниками получения сведений о работе библиотек являются раз­личная библиотечная документация (отчетная, плановая, информацион­ная и др.); материалы совещаний, конференций, семинаров библиотечных работников; публикации в местной периодической печати и т. п.

Однако основным методом, позволяющим получать и анализировать сведения, является непосредственное ознакомление с работой библиотеки и/или структурных подразделений (филиалов, отделов), обследование их деятельности. В отличие от проверки работы библиотеки как метода конт­роля, основанного на принципе «проникновения без предупреждения», за­дачей обследования является изучение практики работы библиотеки в це­лях выявления новшеств, анализа и оценки сильных и слабых сторон ее дея­тельности. Обследование сопровождается оказанием коллективу библио­теки консультационной и практической помощи и проводится, разумеется, с предварительного согласия руководства обследуемой библиотеки.

Обследования могут быть фронтальными, когда изучается работа библиотеки (или сети библиотек) по всем участкам ее деятельности, и те­матическими, когда исследуется определенное направление в работе биб­лиотек. Обследование может проводиться как одним специалистом (чаще всего методистом), так и бригадой, в которую входят, как правило, сотруд­ники разных отделов библиотеки, проводящей обследование.

Непосредственная связь методистов с библиотеками осуществляется не только в целях обследования их деятельности, но и для оказания мето­дической помощи, участия в мероприятиях библиотеки, изучения и/или внедрения в ее практику конкретного новшества.

Обследование библиотеки требует тщательной подготовки, которая начинается с составления плана его проведения. В плане намечаются узло­вые вопросы обследования, его объекты, сроки проведения и методы.

Основным методом обследования является метод непосредствен­ного наблюдения за работой библиотекарей. Наряду с ним используются методы изучения документации библиотеки, беседы с библиотекарями и читателями, их анкетный опрос. Все эти методы используются в сочета­нии, взаимно дополняя друг друга.

Собранный фактический материал подвергается анализу и оценке, на основе которых делаются выводы об уровне работы библиотеки, об успе­хах и недостатках в ее деятельности. Итоги отражаются в справке, в кото­рой особое внимание обращается на новшества, выявленные в деятельнос­ти библиотеки; отмечаются существенные недостатки, анализируются их причины и способы устранения. В заключение даются конкретные реко­мендации по улучшению работы библиотеки.

Методическое обеспечение библиотечной деятельности


Восходящий от библиотек поток информации, выявленные сведения об их работе кумулируются в информационной базе методического мони­торинга, в информационно-поисковом аппарате, позволяющем оператив­но вводить и извлекать необходимые данные.

Кумулирование сведений в системе методического мониторинга осуще­ствляется на базе сравнительных статистических таблиц и различного рода картотек: социально-экономического профиля региона обслуживания; биб­лиотечной сети; библиотечных кадров; библиотечных новшеств и др.

Наряду с традиционными картотеками используются базы данных, включающие как «электронное досье» на каждую библиотеку (ее реквизи­ты; фактографические данные о ее деятельности, в том числе статистиче­ские; сведения о кадрах, описания нововведений), так и постоянно попол­няемые итоговые статистические показатели по сети библиотек, фактог­рафические и библиографические сведения о новшествах и их распростра­нении по сети библиотек. Автоматизированная ИПС, объединяя сведения обо всех объектах методического мониторинга, позволяет следить за все­ми параметрами библиотечной системы и изменениями в ней для принятия методических решений.

В основе принятия таких решений лежит аналитическая деятель­ность, направленная на анализ состояния работы библиотеки или сети библиотек. На ее основе осуществляется методическое влияние на биб­лиотеки в целях методического обеспечения их деятельности, разработка методических рекомендаций, консультационно-методическая помощь биб­лиотекам и т. д.

Анализ библиотечной практики включает выявление существенного и типичного в собранном фактическом материале о деятельности библио­тек. Он должен вести к обобщенным выводам об уровне работы библиоте­ки, к выявлению конкретных недостатков в ее деятельности и выработке практических рекомендаций по совершенствованию библиотечной прак­тики.

Анализ библиотечной практики - это анализ работы библиотеки в совокупности содержания, методов и результатов деятельности. В нем используются в сочетании методы количественного и качественного ана­лизов. Количественный анализ библиотечной практики опирается на ме­тоды, выработанные библиотечной статистикой 1 .

Задачи качественного анализа заключаются в том, чтобы оценить как совокупность фактов деятельности библиотеки, так и отдельные, ин­дивидуальные факты, отражающие новое в ее практике. Он помогает ра­зобраться в массе накопленных фактов, отделить основное, существенное от случайного и малозначимого; выделить конкретное, своеобразное в ра­боте библиотеки.

1 См. об этом в разделе «Управление библиотекой».


Консультационно-методическая помощь библиотекарям ________________ 345

В качественном анализе библиотечной практики используются раз­личные методы. Среди них наиболее распространенными являются мето­ды структурно-функционального анализа, при котором объект изучения рассматривается как система, соответственно расчлененная на части, при­чем определяются функции каждой; анализа по аналогии, то есть сравне­ния фактов деятельности библиотек; причинно-следственного анализа, который позволяет раскрыть взаимодействие фактов, показать, как один факт (причина) влияет на другой факт (следствие). Применение различ­ных методов анализа позволяет всесторонне рассмотреть явления библио­течной практики и оценить их. Важным этапом аналитической деятельно­сти является систематизация фактического материала, предполагающая известную упорядоченность ряда фактов, их группировку. Одним из средств такого перехода от непосредственных данных анализа к их систематиза­ции является представление их в статистических сводках, диаграммах и графиках.

Другим итогом аналитической деятельности является составление тек­стовых отчетов и обзоров деятельности библиотек. Они могут охватывать как все стороны работы библиотек, так и отдельные направления их дея­тельности.

Обзоры разрабатываются на основе отчетов о работе библиотек, ма­териалов непосредственного ознакомления с их деятельностью, докумен­тов библиотек, материалов местной периодической печати и других источ­ников информации о работе, выявленных в методическом мониторинге. В обзорах отражаются как наиболее типичные факты деятельности биб­лиотек, так и передовой опыт отдельных библиотек. Отмечаются достиже­ния и типичные недостатки, вскрываются их причины, даются конкретные рекомендации о дальнейшей работе библиотек. Рекомендации, разрабо­танные по итогам аналитической деятельности, составляют научно-мето­дическую программу использования результатов анализа в совершенство­вании библиотечной практики.

РАЗДЕЛ 3

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Section 3

INFORMATION AND ANALYTICAL PROVIDING SPHERE OF CULTURE: CURRENT STATE AND PROSPECTS

УДК 002.55/.56:303.64:027.53

А. В. Горбунова

Информационно-аналитическая деятельность

служб информации по культуре и искусству центральных библиотек субъектов РФ: из опыта последних лет

Информационно-аналитическая продукция и информационные услуги центров научной информации по культуре и искусству центральных библиотек регионов России. Группы потребителей аналитической продукции и степень выраженности информационных потребностей.

Ключевые слова: информационная продукция, аналитическая продукция, информационные услуги, информационные центры, информация по культуре и искусству, информационные потребности, потребители информации, центральные библиотеки, регионы России

Anna V. Gorbunova

Information and analytical activities of information centers on culture and art of the central libraries of regions of Russia

Information and analytical products, information services of information centers in culture and art in the central libraries of regions of Russia. Target groups of consumers of analytical production.The level of information needs of users.

Keywords: information products, analytical production, information services, information centers, information on culture and art, information needs, consumers of information, central libraries, regions of Russia

Методическая группа НИЦ Информкультура РГБ занималась наблюдением за информационно-аналитической деятельностью в сфере культуры более 40 лет. Первые аналитические материалы о работе библиотек отрасли были созданы в начале 1980-х гг. В них были отражены результаты десятилетнего строительства системы научной информации по культуре, которая с самого начала базировалась на службах информации по культуре и искусству (СНИКИ) в центральных региональных библиотеках. В 1987 г. и в 1990-е гг. выходили аналитические справки, отражав-

шие новые реалии перестройки и постсоветского периода. В 2009 г. Российская государственная библиотека выпустила обзор «Состояние информационной работы по культуре и искусству в универсальных научных библиотеках»1, в котором обобщался опыт информационно-аналитической работы библиотек 2000-х гг. В предлагаемой статье предполагается дополнить его данными письменного и устного опроса специалистов примерно 40 центральных библиотек субъектов Российской Федерации (2013, 2015 гг.), анализа публикаций (2012-2015 гг.), отчетов библиотек с сайта «Центральные библиотеки субъектов РФ: корпоративная полнотекстовая база данных для профессионалов»2, материалов других интернет-ресурсов3. Большинство примеров приводятся по справкам, отчетам, ответам на вопросы анкеты «Выявление положительных примеров подготовки информационно-аналитических, статистических и проектных материалов по различным направлениям деятельности учреждений культуры в регионах РФ» (2015 г.).

Формы участия библиотек в информационной деятельности. Самым важным вопросом, на который мы хотели получить ответ, был вопрос о том, как изменилось в последнее время представление библиотек о формах участия в информационной деятельности. Суммируя ответы можно отметить, что по-прежнему на первое место большинством библиотек (примерно две трети от числа принявших участие в опросе) ставится индивидуальное и групповое информирование (разовое; абонентов ДОР и ИРИ). Почти вся оставшаяся треть на первом месте приводит создание ресурсной базы (фонды, СПА в традиционном и электронном виде). На третьем месте практически все библиотеки называют проведение массовых мероприятий информационной и образовательной направленности.

Затем появляется новое: активно занимаясь издательской деятельностью, все большее количество библиотек начали вычленять ее из ресурсной базы как самостоятельную форму (в т.ч. НБ Республики Бурятия, Ленинградская ОУНБ, Сахалинская ОУНБ и др.). И совершенно новым в сравнении с 2009 г. стало то, что многие библиотеки упоминают в качестве отдельной формы предоставление доступа к собственным, сторонним ресурсам и услугам в сети Интернет. Например, Самарская ОУНБ выделяет удовлетворение информационных потребностей пользователей, в т.ч. в виртуальной среде; НБ Республики Бурятия - организацию доступа к удаленным отечественным, зарубежным информационным ресурсам, а также собственным; НБ Республики Дагестан - доступ к электронным базам данных.

Две библиотеки (Рязанская ОУНБ и ГУНБ Красноярского края) идут дальше по пути осмысления роли интернет-технологий в своей работе: и в общий ряд форм информационной деятельности ставят работу в социальных сетях. ГУНБ Красноярского края описывает это так: «Организация деятельности в социальных сетях: блог библиотеки „День за днем, книга за книгой", 5 групп библиотеки „ВКонтакте", в т.ч. краеведческие „Красноярские истории" и „Книжные КРАЙности"».

Нельзя не упомянуть об интересном собственном подходе, который предложила в полученной нами справке заместитель директора по научно-методической работе Краснодарской КУНБ И. И. Малевинская, выделив три формы: стационарная, внестационарная (пункты выдачи) и виртуальная (сайт библиотеки).

Индивидуальное и групповое информирование. На первом месте по результатам письменного опроса оказалось индивидуальное и групповое информирование. Потребность разных групп потребителей в информационно-аналитическом обслуживании по оценкам библиотек, полученным нами в 2013 г., представлена в таблице 1.

Табл. 1. Потребности разных групп потребителей в информационно-аналитическом обслуживании по оценкам библиотек (результаты письменного опроса, 2013 г.)

Потребители ВЫСОКАЯ СРЕДНЯЯ НИЗКАЯ ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

Законодательная власть 23% 27% 27% 23%

Исполнительная власть 53% 17% 17% 13%

Учреждения культуры 37% 37% 9% 17%

ВУЗы 36% 33% 10% 31%

СМИ 33% 23% 23% 31%

Политические партии - 27% 27% 46%

Религиозные организации - 10% 23% 67%

Общественныеорганизации - 13% 27% 60%

Бизнес - - 37% 63%

Самые высокие цифры - у исполнительной власти, работников учреждений культуры, вузов. В 2000-е появилась новая группа потребителей аналитики (общественные, религиозные организации, бизнес), но их потребности, по мнению библиотек, по-прежнему невелики.

Выполнение запросов по тематике культуры в режимах ДОР, ИРИ, «запрос-ответ» отмечают почти все библиотеки, отвечавшие на вопросы анкеты, в том числе и те, в которых нет специальных отделов и секторов информации по культуре. Вместе с тем, значительное уменьшение количества подразделений информации по культуре привело к сокращению количества абонентов ДОР и ИРИ. Передача этих функций специалистам широкого профиля вряд ли способствует поддержанию прежнего качества информирования. Косвенным свидетельством этого является сокращение количества библиотек, осуществляющих информационное сопрово-

ждение НИР в учреждениях региона. В опросных листах 2015 г. ни одна библиотека не указала это направление информационно-аналитической деятельности (рис. 1.).

Электронные презентации Аналитические справки, обзоры, отчеты Тематические подборки, досье Обзоры,дайджесты периодики Библиографические списки, указатели

0% 20% 40% 60% 80% 100% 120% Рис. 1. Видовой состав аналитических материалов (результаты опроса 2015 г.)

Особой группой информационно-аналитического обслуживания являются представители законодательной и исполнительной власти. Самую большую, как было показано в таблице 1, составляют руководители и специалисты министерств и управлений культуры. Для их обслуживания подготавливаются все перечисленные виды информационной продукции, как традиционные, так и сравнительно новые (например, электронные презентации).

Традиционные, основанные на постоянном мониторинге потока литературы, перечисляет в своей справке, например, Смоленская ОУНБ: новые поступления в фонд библиотеки «Работникам культуры, искусства и творческих союзов»; списки публикаций по текущим материалам региональной прессы; систематический список неопубликованных документов, поступивших в фонд СНИКИ.

Об активном использовании информационного потенциала библиотек органами власти ряда регионов говорят также следующие примеры:

СНИКИ Краснодарской КУНБ сообщает о том, что большая работа проводится сектором для Министерства культуры края по подготовке аналитических справок, тематических подборок по проблематике культуры и искусства, электронных презентаций. В том числе, только к коллегиям краевого министерства ежегодно подготавливается 20-30 материалов. Например, в 2014 г. были подготовлены материалы по следующим темам: «Изучение кубанского фольклора», «Кубанская ярмарка», «Кинотеатры Екатеринодара», «Культура и искусство 18 века. Екатерининские балы»;

Ульяновская ОУНБ пишет о подготовке в 2014 г. 93 аналитических материалов по запросам Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, партии «Единая Россия», иных ведомств.

Мониторинг библиотечной сферы региона. Помимо текущего информирования, методические и информационные подразделения центральных региональных библиотек проводят по заданиям министерств и управлений культуры исследования (мониторинги) состояния библиотечной сети регионов. Анализ полученных в этом году материалов показывает, что доверие к ним, как к организациям, способным выполнять такую работу, за последние годы значительно выросло (в сравнении с концом 2000-х годов).

В частности, НБ Чувашской Республики в полученной нами справке пишет о проведении ежеквартального мониторинга по следующим показателям: комплектование документных фондов; библиотечные кадры, техническое оснащение, компьютерный парк, обеспечение доступа в Интернет публичных библиотек республики; обеспечение компьютерной грамотности муниципальными библиотеками Чувашской Республики. По итогам года составляются аналитические справки по организации библиотечного обслуживания населения 21 районов и 5 городов республики.

НБ Республики Бурятия с 2001 г. издает аналитический обзор, посвященный библиотекам республики. Особое внимание уделяется библиотекой наблюдению за доступностью библиотечных услуг (мониторинг «Анализ соответствия сети муниципальных библиотек РБ социальным нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации»), информатизацией и состоянием кадров библиотек.

Волгоградская ОУНБ приводит следующую информацию: «В течение 2014 г. в рамках отчетной кампании производился сбор форм квартальной статистической отчетности, на их основе ежеквартально создается "Сводный статистический отчет о деятельности муниципальных библиотек области за... квартал... года". <...> По итогам анализа данных за год издаются аналитические издания - "Библиотеки Волгоградской области в цифрах и диаграммах" и еще 4, посвященных разным аспектам деятельности муниципальных библиотек».

К чести наших коллег из РНБ нужно отметить, что активизации изучения деятельности муниципальных библиотек, оформлению ее результатов и представлению широкому кругу специалистов послужил проводимый ими конкурс библиотечной аналитики. Очередной конкурс стартовал 1 марта 2015 г., предлагается перейти от формы аналитического обзора к аналитическому докладу. При этом к Положению о конкурсе прилагаются тщательно проработанные «Методические рекомендации по подготовке ежегодного доклада о деятельности муниципальных библиотек субъекта Российской Федерации».

Создание ресурсной базы. Государственная поддержка создания электронных библиотек и других ресурсных проектов привела к мощному всплеску творческой активности библиотек именно в создании ресурсов по культуре и, в первую очередь, краеведческой направленности. В той или иной мере в этой работе участвуют самые разные подразделения библиотеки. Во многих библиотеках созданы

и функционируют информационно-ресурсные центры, непосредственно отвечающие за техническую, а иногда и содержательную сторону этой работы. Анализ публикаций последних лет и материалов анкетирования показывает, что все мы присутствуем на пике этой деятельности, и очень хотелось бы надеяться, что сокращение государственных программ не остановит активность библиотек в этой направлении.

По данным последнего опроса, библиотеки для специалистов сферы культуры формируют следующие информационные ресурсы:

Специализированные фонды и СПА к ним;

Печатные и электронные каталоги и картотеки, базы данных (библиографические, фактографические, справочные);

Тематические досье (в т.ч., в электронной форме);

Электронные библиотеки и базы данных, включающие полнотекстовую информацию;

Печатные и электронные издания, публикации;

Электронные презентации;

Виртуальные выставки;

Интернет-проекты, включающие информационные сайты, порталы, представляющие на своих страницах все виды электронной продукции библиотек.

Для отделов, секторов информации по культуре и искусству создание электронного каталога, коллекций, баз данных библиографической, фактографической и полнотекстовой информации всегда было важнейшим направлением работы. Определенное развитие это направление получило и в последние годы. Необходимо отметить, что и здесь наиболее серьезные проекты реализуются с целью сохранения и продвижения региональной информации и сохранения культурного наследия.

Например, Сахалинская ОУНБ в рамках региональной программы «Доступная среда в Сахалинской области на 2013-2018 годы» реализует сразу три проекта. Один из них - мультимедийный архив «Писатели Сахалина и Курил» по формированию коллекции видеофильмов о жизни и творчестве писателей области. Две библиографические базы данных «Культура и искусство Владивостока» и «Культура Приморья» поддерживаются Приморской КПБ. Активную работу по развитию специализированных баз данных значимой для региона информации продолжает СНИКИ Белгородской ГУНБ: пользователям предоставляют 7 баз данных: 4 библиографических и 3 полнотекстовых. В числе библиографических баз данных - аналитическая роспись центральных и местных изданий, малотиражные и неопубликованные документы учреждений культуры Белгородской области. Полнотекстовые базы данных - «Нотные издания», «Сценарии».

Можно было бы привести много других примеров, но гораздо важнее отметить, что, к сожалению, очень немногие из создаваемых библиотеками специали-

зированных баз данных по культуре представлены в Интернете или во внутренней сети библиотек. Они пополняются, но без модернизации программно-технологических средств. В современных реалиях избытка некачественной информации в Глобальной сети многие из региональных баз данных могли бы найти достойное место на страницах сайтов библиотек и сайтов, порталов в области культуры.

Издательская деятельность. Особого внимания на современном этапе заслуживает, по нашему мнению, издательская деятельность библиотек, которая за последние 10 лет стала важной, частью работы библиотек. Если в 2004-2005 гг. по нашим данным издательской деятельностью занимались 58 центральных региональных библиотек, то в 2013-2014 гг. их уже стало 83. Общее количество выпущенных за два года изданий приблизилось к 2 тыс. наименований. По тематике первое место и с огромным отрывом занимает культура, включая библиотечное дело, затем -история, литература, искусство. На все остальные отрасли в 2013-2014 гг. приходилось не более 16 % выпущенных изданий (рис. 2).

По читательскому назначению выпускаемые библиотеками издания ориентированы, прежде всего, на потребности исследователей и других специалистов сферы культуры и образования.

Особенно активизировалась издательская деятельность в библиотеках в связи с освоением новых издательских технологий, и в том числе, технологий электронных изданий. Это очень важно в контексте аналитической работы, так как создание электронных изданий требует особых навыков информационно-аналитической работы, связанных со структурированием информации, установлением связей между всеми элементами издания.

Начиная с 2002 г. РГБ проводит Смотр-конкурс электронной продукции библиотек4. Два последних конкурса (2013 и 2015 гг.) посвящены электронным изданиям. В 2013 г. на конкурс были получены 16 заявок. В 2015 г. несмотря на то, что участвовали только интернет-издания, было подано 26 заявок. Большая часть представляемых на конкурсы изданий по тематике относится к краеведческим, посвященным отдельным аспектам истории и современного состояния региональной культуры. Общий уровень конкурсных изданий достаточно высок и еще раз свидетельствует об осознанном движении библиотек в сторону освоения интернет-пространства.

Рис. 2. Тематика издательской продукции библиотек

Как четко отметил в одном из своих выступлений участник последних конкурсов директор ЦУНБ Ивановской области В. Е. Кашаев, электронные издания имеют преимущества перед печатными: «Они объемны, компактны, удобны в пользовании, долговечны; можно оперативно обновлять и пополнять представленную на них информацию»5.

Массовое информирование. В последние десятилетие в библиотеках наблюдается активное развитие сайтов, поиск их оптимальной формы. При этом многие библиотеки сделали очень важный шаг от чисто представительского сайта к полноценному информационному ресурсу. Неотъемлемой их частью стал сервис виртуальной справки, другие онлайн-услуги. Появился на сайтах даже диалог с пользователем в режиме реального времени (иногда даже слишком навязчивый). Эти, в целом, положительные новации, в условиях оптимизации кадров имеют оборотную сторону. В погоне за количественными показателями все более отодвигается серьезная аналитическая работа информационных подразделений библиотек.

Как мы отмечали в обзоре 2009 г., библиотеки, которые успешно осваивают современные информационные технологии, уже не только развивают собственные сайты, но и участвуют в разработке и создании контента региональных сайтов и порталов по культуре. Описанные тогда ресурсы, например, универсальная электронная энциклопедия «Пермский край» и портал «Культурное наследие земли Смоленской» продолжают активную жизнь в сети. В последние годы к ним добавились новые проекты и один из самых интересных из них - «Культура Архангельской области» Архангельской ОНБ6. Одной из главных задач этого проекта является «информационное обеспечение профессиональной деятельности специалистов культуры». Его выполнение позволило стать ближе к целевой аудитории, лучше понимать ее информационные потребности.

В последние годы многократно возросла значимость массовой работы. Во многом этому способствует политика, осуществляемая Министерством культуры и РБА. Работа по проведению фестивалей, выставок, смотров и других массовых мероприятий входит в основные показатели деятельности библиотек и государственное задание. В «Модельном стандарте деятельности общедоступной библиотеки» 2014 г. культурно-просветительская деятельность названа одним из двух основных направлений развития библиотек (наряду с библиотечно-информационным обслуживанием)7.

Неудивительно, что в полученных нами в 2015 г. ответах многие библиотеки выделяют конкретные разновидности массовых мероприятий, рассматривая их в качестве самостоятельных форм участия библиотек в информационной деятельности (Алтайская КУНБ, ГУНБ Красноярского края, НБ Республики Татарстан, Рязанская ОУНБ и др.). Как и ранее, все участники опроса называли дни информации, дни специалиста, выставки литературы (библиотечные и выездные), а также семинары,

лектории, дискуссии в формате «круглого стола». В сравнении с данными 2009 г. фиксируется большее число комплексных мероприятий. Например, Алтайская КУНБ приводит следующую статистику для 2014 г.: 162 мероприятия - дни информации и дни специалиста, 276 - выставки, а также названы семинары, видеолектории и др.

Все более активно участвуют библиотеки в региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятиях и программах. В качестве примера последних достаточно привести всем известные акции «Ночь в библиотеке», «Ночь в музее», «Ночь искусств», «Общероссийский День библиотек» и др. Особенно много мероприятий провели библиотеки в 2014 г., объявленном Годом культуры, привлекая внимание к роли культуры в жизни общества, сохранению культурно-исторического наследия, развитию культуры чтения. Необходимо подчеркнуть, что все эти мероприятия включают множество составляющих и поэтому требуют большого объема аналитической работы по подбору материалов и их представлению.

По данным анкетирования 2015 г., в среднем на библиотеку приходится в настоящее время участие в 5-6 региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях и программах в год. Наиболее активную работу показали при этом НБ Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Татарстана; Алтайская, Краснодарская КУНБ; Волгоградская ОУНБ; Ульяновская ОНБ.

Проведенное исследование подтверждает очень важное высказывание Т. И. Лаптевой о значимости информационной деятельности библиотек в сфере культуры и искусства и необходимости ее поддержки: «Что касается информации по культуре и искусству, то ее важнейшей чертой, по мнению специалистов, является широкая адресность, поскольку эта сфера представляет интерес для самых разных аудиторий и потребителей. В этой связи возникает необходимость обосновывать (подкреплять, подтверждать) значимость информационных служб и, прежде всего, библиотечных информационных служб для реализации самых разных проектов и программ и их продвижения»8.

Собранные материалы масштабны, приведенные примеры раскрывают лишь малую часть конкретных мероприятий и библиотек, участвовавших в опросе. Поэтому в заключение хочу выразить благодарность всем участникам опроса, совещания, смотра-конкурса интернет-изданий и конференции, а также всем, кто делает свою информационную работу в сфере культуры наиболее профессионально, объемно и интересно.

Примечания

1 Состояние информационной работы по культуре и искусству в универсальных научных библиотеках Российской Федерации: обзор / РГБ; сост. А. В. Горбунова, В. А. Крюкова, М. С. Кызласова. - М. : Рос. гос. б-ка, 2009. - 76 с.

2 Центральные библиотеки субъектов РФ [Электронный ресурс] : корпоративная

полнотекстовая база данных для профессионалов / Рос. нац. б-ка. - СПб., 2015. - URL: http:// clrf.nlr.ru/

3 Например: Челябинская областная универсальная научная библиотека. Информационный портал библиотек Челябинской области [Электронный ресурс]. -Челябинск, 2015. - URL: http://chelreglib.ru/ru/ и др.

4 Информкультура [Электронный ресурс] / Рос. гос. б-ка. - М., 2015. - URL: http:// infoculture.rsl.ru/

5 Судьба губернии - судьба библиотеки / В. Е. Кашаев // Модернизация системы информационно-аналитического обеспечения сферы культуры: материалы VIII Всероссийского совещания руководителей служб информации сферы культуры. -Иркутск, 2013. - С. 59-63.

6 «Культура Архангельской области»: опыт работы Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова по созданию регионального информационного портала по культуре / Зубова Е. А. // В помощь библиотекам: информ.-метод. бюл. / Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. Бабушкина. - Вологда, [б. г.]. - № 51. - С. 76-81.

7 Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки: рекомендации органам гос. власти субъектов РФ и органам муницип. власти / М-во культуры Рос. Федерации. -М., 2014. - URL: http://www.library.ru/1/doc/docs/modelnyistandart.pdf

8 Продвижение информационных ресурсов по культуре и искусству в культурную среду регионов Российской Федерации / Лаптева Т. И. // В помощь библиотекам: информ.-метод. бюл. / Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. Бабушкина. - Вологда, [б. г.]. - № 51. - С. 6-14.

Реализуя доступ к библиотечным материалам, услуга проявляет свою посредническую роль. Большинство библиотечных услуг в настоящее время осуществляется библиотекарем (выдача документов, справок, проведение мероприятий), и услуга реализуется прямо в ходе деятельности библиотекаря, причем, во время устных мероприятий сразу же происходит и потребление услуги. Таким образом, библиотечные услуги выступают обычно в виде полезной деятельности, которая неотделима от исполнителя. Однако в условиях автоматизации деятельность библиотекаря все более опосредуется техническими устройствами. Тем не менее, в создании доступности пользователя к документам, информации и заключается конкретный социальный результат, польза библиотечных услуг (согласно словарю С.И.Ожегова, услуга – действие, приносящее пользу, помощь другому).

Специалисты РГБ предлагают следующее определение: услуги библиотеки (библиотечно- информационные услуги) - общественно-полезные действия, обеспечивающие доступ к документам и информации, в т.ч. к электронным библиотечно-информационным ресурсам, а также Интернету; те или иные удобства, предоставляемые населению библиотекой.

Различают библиографические, документные, культурно-просветительские, образовательные услуги и др.

К услугам библиотеки также относятся мероприятия, направленные на повышение информационной культуры пользователей, в т.ч. обучение библиотекарями пользователей навыкам электронного библиотечно-информационного самообслуживания, в т.ч. использования сетевых (локальных и удаленных) ресурсов библиотеки.

Дается также определение государственных услуг библиотеки:

1. способ обеспечения прав и свобод, а также законных интересов граждан и организаций (физических и юридических лиц) на получение в т.ч. в электронном виде библиографической и текстовой информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав, осуществляемый посредством взаимодействия пользователя (потребителя услуги) с библиотекой;



2. библиотечно-информационные услуги, оказываемые библиотекой в рамках выполнения государственного (муниципального) задания в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ от 8 мая 2010 г.28 В соответствии с ГОСТ 7.0–99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» библиотечная услуга определяется как «конечный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации и т.д.).

Библиотечная услуга трактуется также «как совокупный конечный результат библиотечной деятельности (полезный эффект библиотечного труда), удовлетворяющий документально-коммуникационные потребности общества и личности, включающий в себя в качестве необходимого условия потребления форму ее предоставления абонентам.

Базовые признаки библиотечной услуги включают их адресность (наличие конкретного лица, обратившегося за получением услуги); связь с правами граждан (услуга является способом реализации гражданином принадлежащих ему прав и свобод); адресат обращения (граждане или юридические лица); взаимодействие сторон в процессе оказания услуги (необходимость личного - устного или письменного контакта оказывающего услугу с получателем услуги).

Информационная услуга определяется как «предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу» и может трактоваться как процесс предоставления пользователю информационных продуктов (ранее подготовленной информации) в соответствии с ранее поступившим запросом или выявленной информационной потребностью. Среди характеристик информационных услуг особо отмечаются следующие: полезность, способность облегчить доступ к информации, расширить возможности ее выбора, интеллектуальный характер услуги, неотделимость от исполнителя, уникальность (поскольку каждый раз одна и та же форма услуги создается разными партнерами в разных ситуациях, с помощью разных ресурсов и сочетания их элементов), невозможность накопления и хранения услуг, отражение в структуре услуги предмета запроса, наличие в структуре услуги формы, содержания, пространственно-временных характеристик. Уникальность каждой «библиотечной» или «информационной» услуги объясняется индивидуальным характером читательского запроса; эвристическим характером сложных библиографических и фактографических запросов; различными возможностями разных библиотек, в том числе различным профессиональным опытом сотрудников библиотеки, представляющих услугу.

Исходя из вышеизложенного, предлагается определение библиотечной услуги как конкретный социальный результат библиотечного обслуживания, выступающий, как правило, в разных формах полезной деятельности и обеспечивающий доступ пользователей к документам и информации в целях удовлетворения и развития их информационных потребностей.

Библиотечным услугам присущи четыре характеристики , которые необходимо учитывать библиотекарям.

1. Неосязаемость. Их невозможно ощутить до момента приобретения. Например, занятия по приобретению навыков скорочтения – пока не научились, до тех пор не ощутили результатов. Поэтому будущий пользователь услуги вынужден просто верить рекламе. Для укрепления доверия к себе со стороны пользователей библиотека может принять ряд конкретных мер, т.е. повысить осязаемость своей услуги: описать ее, заострив внимание на связанных с ней выгодах: организовать встречу с людьми уже овладевшими определенными навыками.

2. Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего исполнителя, будь то человек или машина. Например, встреча с каким-либо писателем. Просветительская и познавательная ценность встречи неотделима от автора. Услуга будет уже не той, если организаторы встречи сообщают, что автор заболел, и можно будет услышать магнитофонную пленку с записью его выступления, а значит и число возможных пользователей услуги, т.е. желающих присутствовать на «живом» выступлении автора, будет ограничено.

3. Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в зависимости от их исполнителей, а также от времени и места ее оказания. Например, качество библиографической справки зависит от квалификации и опыта библиографа, его физического состояния, расположения духа в момент оказания услуги. Для обеспечения контроля за качеством своих услуг, библиотека может поступить следующим образом: выделить средства на привлечение и обучение специалистов, постоянно следить за степенью удовлетворенности пользователей с помощью опросов, исследований и т.д.

4. Несохраняемость. Услугу невозможно хранить. Например, если пользователь не пришел на библиотечное мероприятие «Ночь в библиотеке», то он не получит тех впечатлений, эстетического наслаждения, эмоций, чувства сопричастности, реализованных способностей, даже если посмотрит видео.

Однако необходимо отличать понятие «библиотечная услуга» от понятия «библиотечное обслуживание». По мнению библиотековедов, библиотечное обслуживание тоже предполагает затраты труда библиотечного работника, но результат не всегда приводит к удовлетворению потребности читателя. Например, обслуживанием можно считать процесс от начала выполнения заказа на документ до момента его предложения пользователю. Если он удовлетворен книгой и формами обслуживания, значит, достигнуты конечные результаты, т.е. оказана библиотечная услуга. Предоставление услуг, в свою очередь, требует создания специфических библиотечных (библиографических) продуктов: каталогов, картотек, баз данных, библиографических списков, указателей, информационных бюллетеней и т.п. Тем самым обеспечивается эффективная эксплуатация библиотечных фондов.

Виды информационных продуктов и услуг

Информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате документального обслуживания Адресные справки.

Предоставление во временное пользование (на абонементе или в читальном зале документов из фонда). Предоставление в постоянное пользование (скачивание) документов из полнотекстовых БД

Электронная доставка документов МБА

Информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате библиографического обслуживания Устные справки: – на уточнение библиографического описания; – тематические.

Библиографические пособия (указатели, списки литературы; БД): – тематические и проблемно-тематические; – новых поступлений; – трудов, организаций страноведческие, краеведческие.

Тематические подборки.

Библиографические и реферативные обзоры.

Списки цитируемой литературы ИРИ (Избиральное распространение информации)

Информационные продукты и услуги, предоставляемые в результате фактографического обслуживания Фактографические справки.

Фактографические БД, справочники, досье, (адресно-фирменные, биографические, ценовые).

Бизнес-справки.

Пресс-клиппинг (дайджесты, новостные ленты (бегущая строка); персональные газеты)

Комплексные информационные мероприятия

Выставки. Презентации. Ярмарки. Бизнес- семинары. Конференции. Круглые столы. Дни информации.

Одна из особенностей информационных потребностей проявляется в субъективности оценки пользователями качества информационных продуктов и услуг. Оценка любых услуг всегда субъективна по своей природе и зависит от «системы ожидания» потребителя, его установки. Установка и оценка являются как бы зеркальным отражением друг друга: оценка констатирует наличие или отсутствие у продукта или услуги ожидаемых свойств и качеств. Однако и потребности, и система ожидания потребителей во всех других сферах обслуживания являются значительно более определенными, а оценка продуктов и услуг - поддающейся независимой экспертизе.


Библиотечные услуги

Наиболее ярко в деятельности библиотек представлены услуги по организации общения. Во многих библиотеках, особенно школьных, в том числе и сельских школ, существуют клубы, например, "Клуб юного историка", "Клуб любителей фантастики" и т.п. В некоторых сельских библиотеках появились видео-клубы, которые заметно меняют библиотечную атмосферу и библиотечную среду. Среди других услуг по организации общения читателей в сельских библиотеках распространены, как и прежде, читательские конференции, лектории, викторины, вечера, литературные гостиные и т.п.
В последнее время во все большем числе городских библиотек стали возникать такие формы общения, как "телефон доверия", "кабинеты психологической помощи", "кабинеты доверия ", "телефон поддержки" и т.д. Эти формы - реакция библиотеки на реальную потребность читателей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности - попытка библиотеки помочь ему в прохождении социализации. В сельских библиотеках эта потребность реализуется, конечно, тоже, но, как правило, в непосредственном общении с библиотекарем.
Слабее, но все же достаточно широко в библиотечном обслуживании сельских учащихся представлены услуги информирования. Среди них - информирование о наличном фонде (тематические выставки, тематические обзоры литературы). В последние годы библиотеки стали стремиться проводить циклы мероприятий такого рода.
В процессе библиотечного обслуживания сельского населения значительное место занимают услуги текущего информирования, когда библиотека постоянно предоставляет информацию по интересующему вопросу кому-либо: учителю-предметнику, директору школы, директору хозяйства, предпринимателю и т.д. Ряд сельских библиотек постоянно публикуют информационные списки новой литературы (как правило, ежеквартальные), бюллетени новинок ("Новинки издательств", "Читайте в журналах" и т.д.).
Заметное место в работе, как городских библиотек, так и библиотек, работающих в сельской местности занимают учебно-консультационные услуги.
Их можно разделить на библиотечные и не библиотечные.
Обе эти ипостаси представлены в библиотеках довольно ярко.
Библиотечные учебно-консультационные услуги, это: библиотечные уроки, консультации ("Как работать над рефератом", "Справочный аппарат библиотеки"), лектории ("Что такое "культура чтения""?), экскурсии по библиотеке и т.д. Многие библиотеки проводят "Дни библиографии", в ряде библиотек существуют кружки быстрочтения; кое-где работают школы ("университеты") библиотечно-библиографических знаний.
Конечно, в сельских условиях вся эта работа заметно осложнена: не хватает нужной литературы, зачастую нет приспособленного помещения и т.д. Услуги не библиотечного обучения, это: кружки иностранных языков, всевозможных поделок (вязания, рисования), а также кукольный, театральный и другие. Во многих случаях они органически вошли в жизнь сельской библиотеки. Такой симбиоз придает дополнительную окраску деятельности библиотеки, делает ее более привлекательной и способствует ее авторитету в сельском социуме.
В городских библиотеках целый ряд услуг предоставляется за особую плату, т.е. оказывается т.н. платные услуги.
В число платных услуг, как правило, входят: ксерокопирование, абонемент выходного дня, особо сложный поиск литературы, оформление библиографических списков к дипломным и курсовым работам, ночной прокат книг, подбор текстов к юбилейным датам, возможность переписать музыкальное произведение или курс иностранного языка на дискету, а также просмотр журналов мод, снятие выкроек и др.
Надо заметить, что плата за услуги невелика, кроме того, как правило, платная услуга имеет бесплатный аналог. В сельских библиотеках, как в муниципальных, так и в школьных, платные услуги, практически, не оказываются.
Прежде всего, потому, что платежная способность сельских читателей невысока, а также и потому, что реализация такого подхода противоречит общинной морали, которая на селе до сих пор сильна. Кроме того, сельская библиотека зачастую и не имеет возможности оказывать такие информационно емкие услуги.
Услуги по организации библиотечного комфорта также довольно широко предоставляются пользователю городских библиотек. Почти все они стараются приблизить временные параметры своей деятельности к реальным нуждам читателей, вводят новые возможности резервирования документов и т.д. Сельской библиотеке, в силу того, что зачастую там работает только один библиотекарь, да и то не всегда на полную ставку, оказать эти услуги труднее.
К услугам библиотечного комфорта относятся и услуги приближения обслуживания к пользователю и услуги обеспечения дифференцированного обслуживания.
Услуги такого рода, как пользование телекоммуникационными каналами, дающие большие возможности приближения информации к пользователю, вхождения в интернет и т.д. практически в сельских библиотеках не представлены. Очень редко такие возможности есть у сельских школ. Что касается дифференцированного обслуживания, то в последнее время в сельских библиотеках стали выделять не только традиционные группы учащихся (школьники, студенты, учащиеся ПТУ и т.д.), но и такие группы, как "безработные", "подростки-инвалиды", "одаренные дети".
К этим читательским группам сельская библиотека формирует особый подход. В основе библиотечного обслуживания этих групп читателей лежит не только оказание помощи в получении информации, но и желание информационными средствами помочь в жизненных, житейских проблемах. Существование такого подхода позволяет высказать мысль о том, что часть библиотекарей, в том числе, сельских, ощущает (как правило, спонтанно) библиотечное обслуживание как одно из условий социальной защиты формирующейся личности. Конечно, такая философия библиотечного обслуживания просматривается не везде. Важнейшей сферой библиотечного обслуживания, где так же идут инновационные процессы, является сфера взаимоотношений пользователя и библиотекаря.
Основой отношений с пользователями библиотекари считают доброжелательность, умение вести беседу, уважительное отношение к читателю, эрудицию, такт.
Читатель, в том числе и сельский, тоже ценя в библиотекаре, прежде всего, доброжелательность, заинтересованную позицию, зачастую прощает библиотекарю его недостаточную эрудированность. Вместе с тем, безусловно, растет та часть пользователей, которая не склонна снисходительно относиться к непрофессионализму библиотекаря. Наибольшие претензии читателей относятся к глубине переработки информации, к полноте и оперативности представленной информации.
Пока, однако, таких примеров не много. Не много выявилось и тех сельских библиотек, где внедряется маркетинговый подход к обслуживанию читателей. Это и понятно, т.к. "маркетинг - это концепция, требующая пересмотра взгляда на публичную библиотеку, предлагающая новое понимание ее предназначения, механизма функционирования и побудительных факторов развития", а библиотекарь, прежде всего, сельский, в массе своей, не готов пока к осознанию изменившейся философии библиотечного обслуживания, пониманию своей деятельности как служения читателю, чего требует маркетинговый подход.
Следует отметить, все же, что отдельные очаги такого подхода есть. Это, как правило, те библиотеки, которые хорошо усвоили этическую основу библиотечного обслуживания - суверенность личности, - и видят свою задачу в оказании помощи, "усилении" личности через предоставление полной и своевременной информации.
Как правило, это библиотеки хорошо оснащенные технически: имеют компьютеры, принтеры, ксероксы и др. Однако, изучение их деятельности показывает, что эта техническая база является не причиной изменения всей деятельности библиотеки, но результатом, пришедшим вслед за осмыслением библиотекарями роли библиотеки в новой социально-культурной, экономической и информационной ситуации.
Предоставление правовой информации населению стало сегодня важнейшим направлением работы муниципальной библиотеки, в том числе и сельской.
Становление правового государства, к чему стремится Россия как равноправный член международного сообщества, невозможно без формирования правовой культуры ее граждан.
Политические и экономические изменения в жизни страны, возникновение новой правовой ситуации практически во всех сферах жизнедеятельности личности, привели к необходимости проведения реформы всей системы действующего законодательства.
В состав правовой реформы, осуществляемой в нашей стране, входит четыре компонента: разработка законодательных и нормативных актов; судебная реформа, информатизация; юридическое образование и правовое воспитание населения.
Очевидно, что одной из важнейших задач правовой реформы является решение проблемы обеспечения доступа граждан к правовой информации, на уровне местного самоуправления в том числе.
В настоящее время в стране складывается система обеспечения населения правовой информацией.

1. Выдача читательского билета

2. Предоставление физическим и юридическим лицам документов во временное пользование

2.1. В читальном зале библиотеки:

печатных документов, электронных документов из фондов библиотеки;

2.2. С выдачей на дом: печатных документов из фонда отдела абонемента (особо ценных и повышенного спроса - под залог); печатных документов из фонда читального зала - по абонементу на 2 дня под залог.

3. Предоставление справочно-информационных услуг

3.1. Поиск информации в справочно-поисковом аппарате:

  • данных о наличии документов в фондах библиотеки в электронном каталоге;
  • данных о наличии документов в фондах других библиотек - через каталоги, предоставленные в электронных информационных сетях;
  • предоставление пользователям консультаций (индивидуальных и групповых) по работе со справочно-поисковым аппаратом.

3.2. Информирование пользователей по всем вопросам деятельности библиотеки в стенах библиотеки:

  • индивидуальное (лично и по телефону);
  • групповое (экскурсии, консультации, лекции);
  • массовое (выпуск информационных листков, памяток, буклетов, через информационные стенды);

3.3. Информирование пользователей о библиотеке в удаленном режиме через вэб-сайт (путеводитель, электронный каталог, новостной раздел, афиша, Интернет-справка и т.д.).

3.4. Предоставление информации о библиотеках Санкт-Петербурга с указанием точного адреса, телефона и проезда.

3.5. Выполнение информационных запросов на основе локальных (электронный каталог, электронные базы данных, в т.ч. правовые и полнотекстовые периодики) и удаленных электронных (Интернет) ресурсов;

3.6. Предоставление пользователям компьютерного времени для самостоятельного поиска информации;

3.7. Предоставление пользователям консультаций по работе в электронных информационных сетях;

3.8. Обучение пенсионеров основам компьютерной грамотности и поиска в Интернете.

4. Предоставление справочно-библиографических услуг

4.1. Выполнение библиографических запросов пользователей как непосредственно в Библиотеке, так и в дистанционном режиме (за исключением составления сложных тематических списков литературы, предоставления письменных справок справочно-библиографического характера): тематических библиографических запросов; запросов на библиографическое уточнение; адресно-библиографических запросов.

4.2. Выполнение фактографических запросов пользователей.

4.3. Предоставление библиографических консультаций: оказание пользователям консультативной помощи в работе с библиографическими пособиями и справочными изданиями; оказание консультативной помощи в выборе источников информации для библиографического поиска в соответствии с запросом пользователя.

5. Предоставление библиотечных услуг в удаленном режиме

5.1. Предварительный заказ документов через вэб-сайт библиотеки;

5.2. Продление сроков пользования документами по телефону и электронной почте.

6. Предоставление доступа к выставкам, раскрывающим фонды библиотеки: новых поступлений, тематическим, выездным.

7. Организация культурно - просветительских и досуговых мероприятий и акций:

  • конференции, лектории, вечера, концерты;
  • презентации;
  • встречи с интересными людьми;
  • любительские объединения по интересам;
  • художественные выставки.

8. Предоставление услуг пользователям с ограниченными физическими возможностями

8.1 Организация информационных, образовательных и культурно-массовых мероприятий;

8.2 Организация групповых и индивидуальных консультаций специалистов;

8.3. Проведение экскурсий по библиотеке.

9. Предоставление читателям возможности безвозмездного взаимного обмена печатными изданиями (в вестибюле библиотеки).




Close